Задачи, методы и предмет психологии.

Психология – это область знаний о внутреннем психологическом мире человека.

Предметом психологии являются факты психологической судьбе человека и формирование психотерапевтических изюминок его личности, как сознательного активного деятеля и субъекта деятельности социально-исторического развития общества.

Психика — это особенное свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную действительность, нужное человеку (и животным) для активного взаимодействия и ориентировки с окружающей средой, а на уровне человека нужна для управления своим поведением.

А. Г. Маклаков выделяет три функции психики по адаптационному критерию сотрудничества организма с окружающей действительностью:

— отражение окружающей действительности;

— обеспечение целостности организма;

— регуляция поведения.

Отражение (реагирование) — это итог сотрудничества чего-то с чем-то.

Развитие психики стоит в прямой зависимости от свойства организма отражать те либо иные части / условия / факторы среды.

Задачи психологии, как науки, заключаются в изучении фундаментальных законов психологической судьбе: психологических состояний и процессов, особенностей деятельности личности.

Психологический процесс – это течение психологического явления, имеющего начало, конец и развитие, проявляющееся в виде реакции.

Финиш психологического процесса тесно связан с началом нового процесса. Из этого непрерывность психологической деятельности человека. Все психологические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся восприятия и ощущения, представления и память, воображение и мышление; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – ответ, выполнение, волевое упрочнение; и т.д. Психологические процессы снабжают формирование знаний и деятельности человека и первичную регуляцию поведения.

Психологические состояния – это целостное проявление личности, характеризующиеся тем либо иным уровнем её активности.

Психологические состояние неизменно причинно обусловлены, временен и являются фоном, на котором протекает практическая и психологическая судьба человека. Психологические состояния, закрепляясь, смогут переходить в устойчивые черты личности. Влияние внешних действий на поведение человека зависит от его психологических состояний. К психологическим состояниям относятся: подъем, энтузиазм, бодрость, уверенность, решительность, тоска, скорбь и др. По главному влиянию на деятельность психологических состояний возможно разбить на две группы: хорошие (готовность к активным действиям, собранность и т.д.); отрицательные (боязнь, сомнения, раздраженность и т. д.). Психологические состояния в данное время и в данных конкретных событиях, определяются не только этими событиями, но и прошлым опытом человека, всей практикой судьбы, особенностями личности, организованными до этого моральными и физическими качествами. Психологические состояния вызываются значимыми для личности либо же не сильный, но длительно действующими действиями.

Психологические особенности — это личные изюминки психологической деятельности конкретного человека, особенности его психологического состояния, его межличностных и личностно-социальных взаимоотношений, каковые разрешают обрисовывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психологического развития (темперамент, темперамент, способности и пр.).

Психологическая деятельность содержит в себе три взаимосвязанные стороны: познавательная, эмоциональная и волевая (желаю, могу, нужно).

Способы психологии.

1.Организационные способы.

а. Способ поперечных срезов – это проведение кратковременного изучения на различных группах испытуемых с целью последующего их сравнения.

Тип организации опыта, в то время, когда группы людей различного возраста изучаются в один момент. К примеру, исследователь, что желает узнать, как дети различного возраста рассуждают о моральной задаче, может выбрать детей из различных возрастных групп и сопоставить их ответы.

Доводы за:

• Способ поперечных срезов разрешает исследователю собрать полезную данные о нормах — т. е. обычных представлениях различных возрастных групп.

• Потому, что в большинстве случаев экспериментатор только один раз видится с участниками, данный способ не страдает погрешностями, характерными для лонгитюдного способа.

Доводы против:

• Делая выводы о том, что есть обычным для данного возраста, мы можем исходить из ничем не подкрепленной предпосылки, что поведение младших детей совершенно верно отражает поведение старших детей, в то время, когда они пребывали в этом возрасте. Неприятность делается особенно острой, в то время, когда изучается широкий возрастной спектр и возрастает возможность происхождения «результата когорты».

• Способ поперечных срезов содержит данные лишь об трансформациях в возрастных группах и ничего не может сказать нам о обстоятельствах этих трансформаций. Было бы опрометчиво их со квитанций как «возрастные факторы».

б.Лонгитюдный способ – это изучение одной и той же группы испытуемых в течении всего обусловленного периода развития.

Способ изучений, в то время, когда участников изучают в течение долгого времени (до нескольких лет). Популяризация лонгитюдных изучений на телевидении включала показ нескольких сериалов («от 7 и старше», «7+7», «от 21 и старше»), в то время, когда группы детей из различных слоев общества изучались в течение всей жизни, дабы документально обосновать их последовательность событий и жизненный опыт. Лонгитюдные изучения смогут дать полезную данные о влиянии ранних детских переживаний на последующее развитие личности. Они являются сравнительной «роскошью» в исследовательском репертуаре психологов, поскольку длятся весьма долго и требуют больших материальных затрат. Выход участников из опыта в ходе изучения может существенно снизить сокровище взятых результатов.

2. Эмпирические способы.

а. Способ наблюдения (восприятие без вторжения).

Наблюдение — описательный психотерапевтический исследовательский способ, заключающийся в целенаправленном и регистрации поведения и организованном восприятии изучаемого объекта. Наблюдением именуется целенаправленное, организованное и в некотором роде фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются конкретно в тех условиях, в которых они протекают в настоящей судьбе, без вмешательства в эти явления и без влияния на них.

б. Опыт – это создание неестественной обстановке и помещение в эту обстановку испытуемого, для наблюдения за испытуемым.

Психотерапевтический опыт — проводимый в особых условиях опыт чтобы получить новые научных знаний при помощи целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное изучение, на протяжении которого исследователь конкретно изменяет некоторый фактор (либо факторы), поддерживает остальные неизменными и замечает результаты систематических трансформаций (Опыт Милгрэма, Стэнфордский тюремный опыт.)

Формирующий опыт – это опыт, при котором задействована развивающая программа с целью проверки её эффективности.

Формирующий опыт содержится в том, что человек либо группа участвуют в организованном экспериментаторами формировании и обучении тех либо навыков и иных качеств. И в случае если итог организован, не требуется гадать, что стало причиной этому результату: эта методика к результату и привела. Не требуется гадать, каков уровень навыка у конкретного человека — как в опыте вы его навыку научили, так он им и обладает. Желаете более устойчивый навык — продолжайте формирование. В таком опыте в большинстве случаев участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (согласно точки зрения экспериментаторов) будет содействовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце опыта две группы сравниваются между собой для оценки взятых результатов.

в. Психодиагностические методики. Главные способы психодиагностики — это опрос и тестирование, методическим воплощением которых являются, соответственно, опросники и тесты, каковые именуются кроме этого методиками. Методики владеют следующими изюминками: 1) они разрешают собрать диагностическую данные в довольно маленькие сроки; 2) они воображают данные не по большому счету о человеке, а прицельно о тех либо иных его изюминках (интеллекте, тревожности и т.д.); 3) информация поступает в виде, разрешающем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми; 4) информация, полученная посредством психодиагностических методик, нужна с позиций выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, и прогноза развития, общения, эффективности той либо другой деятельности индивида.

— объективные тесты, измеряющие способности и интеллект.

— субъективные опросники — самая распространённая категория психотерапевтических тестов. Складываются из перечня вопросов либо суждений. За счет того, что в опроснике возможно задать вопрос про что угодно, существует большое количество различных типов опросников различного назначения. В большинстве случаев личностные опросники диагностируют изюминке характера, темперамента, межличностных взаимоотношений, мотивационную и эмоциональную сферу.

— проэктивные методики. Методики, направленные на изучение прежде всего личностных изюминок и созданные в рамках так именуемого проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал.

— социометрия. Способ измерения в малых группах взаимоотношений между людьми.

г. Способы опроса.

— анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме посредством заблаговременно подготовленных бланков.

— интервью – вербальный яркий опрос, в котором психолог (интервьюер) пытается получить данные от опрашиваемого (респондента) либо группы лиц, при помощи заблаговременно составленного списка вопросов.

— беседа — психотерапевтический вербально — коммуникативный способ, направленный диалог между респондентом и психологом с целью получения сведений от опрашиваемого.

д. Способ анализа продуктов деятельности (сочинение на вольную либо заданную тему, переписка, творчество).

е. Биографический – способ анализа событий судьбы человека.

ж. Близнецовый способ — способ сопоставления психотерапевтических изюминок участников близнецовой пары, разрешающий выяснить степень влияния наследственных среды и факторов на формирование тех либо иных психологических качеств человека.

3. Способы интерпретации – конвертация результатов (математических, наблюдений и пр.) в форму психотерапевтических понятий.

Психология. Понятие, предмет, методы и объект психологии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: