Задание 2.1. причинное объяснение поведения

Задание представляет собой модифицированные задачи из диссертационного изучения Макартур (McArthur, 1970 // Нис-бетт, 2000). Нужно опросить по одному испытуемому по каждому из опросников А, В и С. В случае если несколько велика, работу возможно поделить. Опросник А содержит простые описания поведения людей, складывающиеся из одной фразы. Опросник В содержит подсказки, облегчающие атрибуцию причинности; обе предположения требуют от испытуемого однозначного ответа по определенному формату. Версия С предполагает, что испытуемый даст объяснение поведения в свободной форме. Помечайте для себя все вопросы, сомнения и замечания испытуемых.

Опросник А

Инструкция испытуемому: «На этом странице приведены описания поведения нескольких человек. Постарайтесь представить себе это поведение и выяснить его самые вероятные причины. Вы имеете возможность выбрать из следующих трех вариантов: причиной поведения есть сам действующий человек, его личностные особенности либо способности; обстоятельством поведения есть второй человек либо предмет; обстоятельством поведения есть целостная обстановка. Вы имеете возможность именовать одну либо две обстоятельства*.

Примеры поведения Личность Второй чело нас пли предмет Обстановки
1. Алексей неправильно перевел предложение
2. Марина опоздала на лекцию
3. Володя подарил сестре канарейку
4. Ольга купила себе новый автомобиль
5. Анна получила работу в банк
6. Игорь смеется над комедией
7. На протяжении танца Николай наступил Светлане на ногу
8. Василий Петрович отказался идти с женой в магазин

Опросник В

Инструкция испытуемому: «На этом странице приведены описания поведения нескольких человек. Постарайтесь представить себе это поведение и выяснить его самые вероятные причины. Вы имеете возможность выбрать из следующих трех вариантов: причиной поведения есть сам действующий человек, его личностные особенности либо способности; обстоятельством поведения есть второй человек либо предмет; обстоятельством поведения есть целостная обстановка. Вы имеете возможность именовать одну либо две обстоятельства».

Примеры поведения Личность деятеля второй человек либо предмет Обстановка
1. В этом случае Алексей неправильно
2. Как и ее однокурсники, в четверг
3. Володя наконец-то подарил сестре канарейку
4. Супруг Ольги упомянул, что она
5. По окончании долгих поисков Анна
6. Игорь смеется всегда, в то время, когда
7. На протяжении танца Николай трижды
8. В эту субботу Василий Петрович отказался идти с женой в магазин

Опросник О

Инструкция испытуемому: *На этом странице приведены описания поведения нескольких человек. Постарайтесь представить себе это поведение и выяснить его самые вероятные причины. Запишите эти обстоятельства в свободной форме. Применяйте столько свободного места, сколько вам пригодится»:

1. Алексей неправильно перевел предложение._______________________________________________

2. Марина опоздала на лекцию.

3. . Володя подарил сестре канарейку.

4. Ольга купила себе новый автомобиль.

5. Анна получила работу в банк.

Свободные ответы испытуемых на задания опросника С направляться закодировать. В большинстве случаев употребляются схемы кодирования, основанные на лингвистических индикаторах двух главных обстоятельств повеситуации — и дения личности (McGill, 1989). Для сопоставимости данных, взятых посредством всех трех опросников, направляться выделить кроме этого категорию «объект», т. е. второй человек либо предмет, на что направлено воздействие. Объяснение «она ненавидит его, по причине того, что он неотёсанный» содержит «объектный» индикатор (ом заставляет деятеля ненавидеть) и кодируется как объектное объяснение. То же самое касгСется предложения «он не смог перевести предложение, по причине того, что оно было весьма тяжёлым». Объяснение «рна приобрела машину, по причине того, что постоянно хотела этого» предполагает опущенный индикатор деятеля (она желала этого) и кодируется как личностное. Объяснение «она опоздала на лекцию, по причине того, что публичный транспорт не хорошо ходит» есть ситуационным. Все, что вы не сможете закодировать точно, покиньте для обсуждения в аудитории.

По итогам изучения составьте таблицу в процентах:

ВерсияА Версия ВВ Версия С
задачи Личн. Объект Сит. Личн. Объект Сит. Личи. Объект Сит.
По всем задачам

Вопросы;

1. Какие конкретно объяснения обстоятельств поведения господствуют в взятных данных? Как изменились ответы испытуемых на опросник А при добавлении уточняющей информации в версии В? Как возможно растолковать эти трансформации?

2. Что изменилось в объяснениях испытуемых, в то время, когда формат ответов стал свободным (версия С)? Стали ли объяснения менее однозначными? С какими трудностями сталкивались испытуемые в попытке дать объяснение? Какие конкретно ответы испытуемых не удалось закодировать и из-за чего?

Литература:

Джонс Э. Э., Нисбетт Р. Э. наблюдатель различия и Действующее: лицо в восприятии обстоятельств поведения // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.С 149— 164.

6.

О поведении кошек


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: