Задание 3 тригонометрическое нивелирование

ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ

Задание к лабораторной работе № 2

для студентов строительных профессий

УГЛОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Выполнил ________________

Несколько ______________

Саратов ___________ год

Задание 1

УСТРОЙСТВО ТЕОДОЛИТА

Изучить устройство теодолита 2Т30 в соответствии с приведенной ниже схемой теодолита, перечислить его главные части и указать их назначение.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

13)

14)

15)

16)

17)

18)

19)

20)

Неспециализированный вид теодолита 2Т30

2. Отработать методику взятия отсчетов по микроскопам горизонтального и вертикального кругов теодолита. Записать отсчеты по кругам, схема которых приведена ниже.

N = N=

N = N=

Г
Г

Задание 2

ИЗМЕРЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ УГЛОВ

1. Измерить горизонтальный угол АВС полным приемом

№ станций № набл. точек Отсчеты по микроскопу Углы b Средний из углов Примечание
В С КЛ:
А
В С КП:
А

2. Измерить угол наклона линии ВА

№ станций № набл. точек Отсчеты по микроскопу Угол n Формулы вычисления углов наклона
В А КЛ: n = (КЛ – КП)/2 МО = (КЛ + КП)/2 n = КЛ — МО n = МО — КП
В А КП:

Задание 3

ИЗУЧЕНИЕ ТЕОДОЛИТА 2Т30

1. Перечислить главные рабочие поверки теодолита

2. Выполнить поверки теодолита и данные исследований занести в тетрадь (юстировку не создавать) .

2Т30 №________________________

Саратовский национальный технический университет

Кафедра ИТС

ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ

Задание к лабораторной работе № 3

для студентов строительных профессий

Измерение превышений

Выполнил ________________

Несколько ______________

Саратов ___________ год

Задание 1. Устройство нивелирных реек и нивелира

1. Изучить устройство нивелира Н-3. В соответствии с нижеприведенным рисунком нивелира (рис. 1) перечислить главные части нивелира и указать их назначение.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.


а)

б)

Рис.1 Нивелир Н-3

а) вид со стороны круглого уровня

б) вид со стороны цилиндрического уровня

2. Снятие отсчета по нивелирной рейке.

Записать отсчеты (n) по рейкам, схемы которых приведены

на рис. 2 а и рис. 2 б.

а) б)

n = мм n = мм

Рис. 2. Поле зрения трубы нивелира

С изображением нивелирной рейки

Снять отсчет по нивелирной рейке учебного стенда и изобразить положение горизонтальной нити сетки нитей нивелира на рейке, изображенной на рис. 3.

Задание 2 Геометрическое нивелирование

1. Выполнить геометрическое нивелирование связующих точек хода А и В способом «из середины» и промежуточныхточек С, Д и Е учебного стенда. Результаты измерений занести в издание. Отметка точки А задается учителем.

Издание геометрического нивелирования

З П Пр ГП Н

№№ точ.

Отсчеты по рейкам, мм Превышения h (мм) Средние превыше ния h (мм) Горизонт инструм. (м) Отметки (м) Задний Передн Промеж А В С Д Е

h = a — b = З — П

НВ = НА + h ГП = НА + ЗА НС,Д,Е = ГП — Пр

Задание 3 Тригонометрическое нивелирование

1. Отработать методику определения расстояний по нитяному дальномеру теодолита. По изображению поля зрения трубы теодолита (рис. 4 а и рис. 4 б) выяснить расстояние от теодолита до рейки. Расстояние от теодолита до рейки устанавливают по формуле:

D = K * n, мм

где K = 100 – коэффициент нитяного дальномера;

n – разность отсчетов по дальномерным нитям сетки нитей теодолита в мм. Разность отсчетов, выраженная всм, соответствует расстоянию в м.

а) б)

D = ,м D = ,м

Рис.4

2. Измерить расстояния и вертикальные углы до реек А, В, С, D, Е учебного стенда с занесением результатов в издание тригонометрического нивелирования (табл. 2). Вычислить превышения точек стенда относительно точки стояния теодолита и их отметки. Принять за исходную отметку точки “А” из геометрического нивелирования (см. табл. 1). отметок точек и Вычисления превышений выполнить по следующим формулам:

h = h’ + i — l

Hст = НА — hА

HВ,С,D,E = Нст + hj

где h’j – табличное превышение;

D – дальномерное расстояние от теодолита до j-й точки (А, В, С, D, E);

nj – измеренный угол наклона на j-ю точку (А, В, С, D, E);

hj – превышение j-й точки (А, В, С, D, E) над точкой стояния теодолита (довольно пола в аудитории);

i – высота теодолита над точкой стояния (над полом аудитории);

l – высота наведения средней нити сетки нитей теодолита на рейку учебного стенда;

Hст – отметка точки стояния теодолита (пола в аудитории);

HВ,С,D,E – отметки точек В, С, D, E учебного стенда.

Издание тригонометрического нивелирования

Таблица 2

№№ то-чек Дально-мерное рассто-яние, D, м Вы-сота наве-дения l, м Отсчеты по вер-тикальному кругу Угол наклона n= Превышения, м Отметки точек Н, м
КП КЛ h’, м оконч. h, м
А
B
C
D
E

i = Hст =

3. Выполнить оценку точности тригонометрического нивелирования, считая отметки точек, полученные из геометрического нивелирования подлинными. Для этого из табл. 1 и табл. 2 выписать в табл. 3 отметки точек учебного стенда и выполнить оценку точности по следующим формулам:

D = HT – HГ

где D — подлинная погрешность тригонометрического нивелирования;

HT, HГ – отметки точек учебного стенда соответственно из тригонометрического и геометрического нивелирования;

m – средняя квадратическая погрешность тригонометрического нивелирования;

n – количество измерений.

Таблица 4

Оценка точности тригонометрического нивелирования

№№ точек Отметки точек из нивелирования Погрешности, мм D = HT – HГ Квадраты погрешностей, D2, мм2
тригонометрического НТ, м геометрического НГ, м
B
C
D
E
a

= =

1 Геометрическое нивелирование: неспециализированная схема 11.03.14 Д-14


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: