Задание: найдите в тексте основные определения, характеризующие логику построения научного исследования. дайте им свою интерпретацию.

У древних римлян было божество границ – термин (terminus). Когда появляется необходимость передачи сведений либо опыта одним человеком второму, нужно обозначить данный объект в языке. на данный момент термином именуется слово либо словосочетание, призванное обозначить объект, предмет, явление либо понятие о них в пределах сферы знаний. В совершенстве термин должен быть однозначным, к примеру – скальпель, синус, карбюратор. К сожалению, таких однозначных терминов мало. Термин «ограничивает» объект в языке – национальном либо особом. В силу изюминок развития европейской стремления и науки ученых к интернационализации терминов большая часть научных терминов имеет латинские либо греческие корни. Но в языках населений украины время от времени находятся слова, каковые более емко высказывают суть того либо иного явления, либо же за терминами закрепляется другой суть. Но время от времени суть возможно противоположен термину. К примеру, антибиотики – это лекарственные вещества, не смотря на то, что в переводе это – вещество «против судьбы» (анти – греч. anti – против, био – греч. bios – жизнь), а «микрофон» – практически это «мелкий звук». Из этого путаница, споры, дискуссии. Но чтобы люди имели возможность осознать, что прячется за термином, либо его на другой язык, нужно осознать суть, т.е. светло выделить сущность и назначение того, что обозначает этот термин. Кроме того в простом беседе для предотвращения споров нужно уточнять, о чем ведется разговор, т.е. уточнять суть термина, познание сущности обсуждаемого. В научных же изучениях обнаружение смысла (т.е. предназначения и сущности) есть основной задачей. Для этого употребляются представления, определения и понятия. Разглядим более детально закономерности формирования представления, определения и понятия, благодаря которым разъясняется термин. Представление. Любое изучение подразумевает, что в следствии сотрудничества человека с окружающим миром в сознании человека составляется некоторый мысленный образ. Данный мысленный образ включает в себя множество линия, изюминок, особенностей либо, по науке логике, показателей. Показателем именуют все то, чем предметы смогут быть сходны между собой либо различаться друг от друга. В следствии человек может выделить этот объект среди вторых предметов и при необходимости может себе его представить. Значит, первым этапом работы по созданию определения будет составление представления об объекте, предмете либо явлении. Но представление включает в себя множество самых различных показателей. Это смогут быть неспециализированные и личные, значительные и несущественные показатели. К примеру, скворец и чайка летают, свойство летать — это их неспециализированный показатель, и по этому показателю они отличаются от слона, что, по-видимому, летать не имеет возможности. Неспециализированный показатель свойствен однородному классу предметов. Но не все так легко, по причине того, что самолет также летает. Исходя из этого следующим этапом изучения будет формирование понятия. Сократ сказал, что правильное логическое определение понятий – основное условие подлинного знания. Понятие. На базе представления об объекте исследователь обязан организовать некую мысленную логическую либо логико-геометрическую1 модель. Формирование таковой мысленной модели – сложный, время от времени долгий мыслительный процесс. Чем яснее и правильнее будет данный мысленный образ, тем яснее будет осознан суть. Для этого в представлении выделяется значительный показатель.

• Значительный показатель – такая черта, особенность предмета, которая нужно ему свойственна, лишившись которой он перестает быть самим собой.

Так, к примеру, вода должна быть жидкой – это значительный показатель воды. Она возможно холодной, мутной, соленой – это несущественно. Но в случае если ее заморозить, вода прекратит быть водой и превратится в лед. Это значительно. Тут также не все так легко, по причине того, что различие между значительными и несущественными показателями может изменяться в ходе научных изучений (в этом случае дополнение «логико-» употребляется как «целесообразность» и показывает на то, что понятие, которое следует за этим дополнением, соответствует существующей либо поставленной цели, фактически нужное).

Однако, лишь на базе представления возможно приступать к формированию понятия. Составить понятия – непростая задача, кроме того в то время, когда речь заходит о в полной мере конкретных вещах, к примеру о стуле либо вилке. Но она многократно усложняется, когда мы начинаем вспоминать о чем-нибудь абстрактном, к примеру, о времени, бытии, пространстве – весьма тяжело представить себе их образы. Однако, осознать объект либо явление – значит установить его значительные показатели, т.е. свойства, лишившись которых, объект прекратит быть самим собой.

• Понятие (англ. notion, conception) – это верховный уровень обобщения, это мысленный образ (форма мысли) явлений и предметов в их самые общих и значительных показателях.

Как раз этим понятие отличается от представления, которое включает в себя множество несущественных показателей.

Так, к примеру, представление о доме возможно различным – изба, коттедж, пятиэтажка и т.п. Понятие «дом» содержит только неспециализированные и значительные показатели всех домов – это жилище человека, защищающее его от непрошенных гостей и непогоды. В этом контексте понятие тождественно смыслу. Понятие «дом» – это абстрактное понятие – в нем формально выделяют неспециализированные (сходные) показатели всех домов и закрепляют их в словах-терминах.

Научные понятия отражают значительные и нужные показатели. Они намеренно лишены подробностей, свойственных конкретным образам, и исходя из этого пригодны для обобщения точек зрения различных людей. Так, составить понятие – это осознать суть, т.е. выделить значительные показатели, назначение. Предельно неспециализированные, фундаментальные понятия в данной сфере знаний именуют категориями. Время от времени их именуют первопонятиями. К примеру, «пространство» и «время» в философии, «предложение» и «спрос» в хорошей экономической теории и т.п. Ученые прилагают громадные упрочнения для языка науки, в котором каждое слово (термин) высказывало бы одно понятие. Но понятие — это мысленный образ. К сожалению (либо к счастью), большая часть людей не смогут просматривать мысли, исходя из этого при общении с другими людьми мы должны обрисовать словами данный организованный мысленный образ, т.е. по окончании того, как сформировалось понятие, ему нужно дать определение.

Определение, либо дефиниция (от лат. de? nitio – проведение границ, ограничение, от лат. ?nis – предел, граница). В то время, когда мы слышим незнакомое слово либо не знаем каких-то вещей, мы спрашиваем: «Что это такое? Что такое знание? Что такое экономика?» В ответ мы приобретаем (в случае если имеем понятие) не что иное, как определение. Нужно подчернуть, что язык науки – это язык логики, он суше разговорного языка и не должен допускать многозначности, присущей разговорному языку.

Исходя из этого определение должно словами раскрыть содержание понятия (мысленный образ (форма мысли) явлений и предметов). Единственность образа разрешает выстроить определения в виде лингвистической формулы как краткого выражения смысла. Это разрешает исключить иную интерпретацию образа, разрешает устранить эффект «словесной спекуляции». Данный эффект появляется неизменно, в то время, когда люди по-различному воображают и знают образ обсуждаемого объекта либо явления и по-различному раскрывают словами его предназначение и смысл. Сформулировать правильное определение не просто. Но в любом случае, дабы определение высказывало суть, оно должно содержать два главных элемента:

– определяемое понятие (de?niendum) – содержание которого нам неизвестно (а оно выражается не в противном случае как в виде термина);

определяющее понятие либо комплект понятий (de?niens) – содержание которого мы знаем. Значительно чаще определение строится через родовое и видовое отличие. Сущность его пребывает в том, что в ходе определения мы сперва формулируем понятие с широким количеством – родовое, а после этого, додавая видообразующие показатели, ограничиваем его количество до нужного размера. Так, определение – это лингвистическая формула (краткое выражение смысла), высказывающая значительные показатели объекта, предмета. Формулирование определения – это мыслительная работа, разрешающая придать правильный суть языковому выражению (термину) при помощи уже осмысленных и терминов и знакомых понятий. К примеру, что такое «стул»? Это определяемое понятие (definiendum), определяемый термин. Представление о нем, как вы осознаёте, многозначно. Формулируем понятие одного класса: «Стул – это предмет мебели». Мебель – это родовое понятие. После этого мысленные образы стульев, какие конкретно лишь нам известны, в ходе суждений разрешают, последовательно выделяя неспециализированные и значительные показатели понятия «стул», сформулировать определение: «Стул – это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека». Это видовое понятие, включающее в себя как стулья, так и кресла, и табуретки. Предстоящие суждения о сущности предмета приведут нас к предстоящему ограничению количества определения: «Со спинкой и без подлокотников». Само собой разумеется, на различных стадиях научного изучения и в зависимости от ясности понимания фрагмента окружающего мира определения смогут иметь различный вид. Они смогут быть собирательными и представительными, остенсивными (т.е. данными методом указания на предмет либо явление) и т.д. Но в сложившихся гипотезах и научных теориях определение должно быть явным. Время от времени понятие имеется, но дать ему определение нереально. К примеру, мы не можем заявить, что такое точка – это логико-геометрический образ, на него возможно лишь указать. Существует большое количество понятий, которым тяжело дать определения, к примеру, тяжело дать определение тому, что такое «любовь» и т.п. В аналогичных случаях применяют следующие приемы, сходные с определением, чтобы раскрыть суть.

• Описание – это перечисление внешних линия предмета, включающих как значительные, так и несущественные показатели предмета, разрешающие отличить его от вторых. К примеру, описание места правонарушения.

• Черта дает перечисление только самые важных в том либо другом отношении показателей. К примеру, общеизвестная характеристика на штандартенфюрера СС Штирлица Отто: «…темперамент нордический, безжалостен к неприятелям рейха».

• Сравнение говорит о сходстве предметов, иногда неожиданное, и разрешает лучше осознать либо по-новому осветить их свойства и черты. К примеру, один экономист так растолковал термины «спад», «депрессия», «паника»: «Спад – это период, в то время, когда люди потуже затягивают пояса. На протяжении “депрессии” тяжело приобрести ремень, дабы держать брюки. А в то время, когда человек остается по большому счету без штанов, начинается “паника”». Очевидно, для проявления лучшего изложения смысла понятий без этих приемов не обойтись, в том числе и в данном книжке. Но в то время, когда речь заходит о выяснении истины – тут необходимы ясные понятия и правильные, явные определения. Ясное точное определение и понятие нужно неизменно, в особенности для науки. К сожалению, в гуманитарных науках, и особенно в экономической науке, бытует вывод, что нереально всему дать правильное определение. Из этого выражение «неточная наука»?! На взгляд авторов, неоднозначность и неточность определений в любой отрасли знаний говорит о том, что или «понятия» (мысленные образы объектов изучения) не однозначны, или исследователи пользуются не «понятиями», а «представлениями» об объекте изучения. Само собой разумеется, появление различных дефиниций термина возможно обусловлено различным пониманием объекта, что, со своей стороны, обусловлено сложностью изучаемого объекта. Но всегда, чтобы прояснить суть, правильнее осознать, т.е. составить понятие об объекте, исследователь прибегает к суждениям.

Мокий М.С. Методика научных изучений:

учебник для магистров / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий;

под ред. М. С. Мокия. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 255 с. – Серия: Магистр.

Методика диссертационного изучения | Вводный ролик


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: