Заключительный практикум

А. Каминский

СЪЕМОЧНО-МОНТАЖНЫЕ ПРАКТИКУМЫ

Все предлагаемые съемочно-монтажные практикумы имеют чисто практическую направленность, опробованы мной сперва на себе, в бытность студентом ЛГИТМиКа (сейчас СПАТИ), а позже и на студентах, которых учу сейчас. Какие-то из этих упражнений были посоветованы моими преподавателями и доработаны на собственный вкус, какие-то было нужно придумать самому. Но все они имеют одну цель: освоить хороший и современный монтаж и не появляться наряду с этим в положении «сороконожки», той самой, которая запуталась в собственных ногах.
Таких упражнений был придуман несколько дюжина. Все их приводить, возможно, не имеет смысла. Принципиально важно осознать принцип, а дальше любой творческий человек сам в состоянии придумать для себя тренинги, каковые окажут помощь ему неспешно освоить каждые приемы. Исходя из этого я отобрал самый, на мой взор, действенные. Вам они кажутся элементарными? А вы попытайтесь, совершенно верно следуя заданию, сделать наряду с этим что-то хорошее интереса простого зрителя. Уверяю вас, если вы не лауреат интернационального кинофестиваля, с первого раза точно не оказаться. Но позже, отработав элементы, вы не станете «тратиться» на них в работе, т.е. поставите на «автомат». Но без формальных упражнений не обходиться не одна «школа», а без «школы» достигнуть профессионализма тяжело.

Как показывает опыт, толк, при тщательном исполнении этих упражнений, имеется – и большой. Да, гению, как говаривал К. С. Станиславский, никакие совокупности не необходимы. Но на то они и гении. Но, в случае если пристально почитать черновики Пушкина, то и в том месте видно и школу, и совокупность, и шепетильно разработанный замысел каждой поэмы, пьесы, романа… А уж он-то совершенно верно был гений!
Не рассчитывайте на хороший итог от этих упражнений с первого раза. Будьте тщательны как ни в одной эфирной работе – так как вы создаете себе опытный капитал на всегда. А при таком отношении возвращаться за письменный стол придется неоднократно.

ПРАКТИКУМ №1

ЭТЮД ЧИТАТЕЛЬ

Сделайте мелкий этюд: снимите и смонтируйте не меньше чем в 10 замыслах, любой долгой не меньше 5 сек., самое простое воздействие: человек подходит к книжному шкафу, выбирает книгу, берет ее и садится просматривать – точка.
Итог: неподготовленному зрителю должно быть Весьма интересно это наблюдать (поверьте, это в полной мере достижимо). На низ итог и проверяется. А продвинутые, но доброжелательные сотрудники окажут помощь отыскать «ляпы».
Прорабатывается:
1. Учет монтажности замыслов в ходе написания кадроплана (а без него нормально отснять не оказаться) и, конечно, на съемке.
2. Внимание к небольшим подробностям действия, подробностям. И не только ЧТО, но и КАК человек делает.
3. Отрабатывается монтаж по перемещению – точность и чистота склейки.
4. Точность монтажной акцентировки.
5. Соразмерность внутрикадрового и монтажного ритмов.
6. Внимание к главным светотональностям кадров и их совместимость в монтаже.
7. Опыт съемки постановочных монтажных эпизодов и фраз с документальным храбрецом (т.е. неактером).
8. Построение протяженности сюжетной линии и удержание внимания зрителя чисто монтажно-съемочными средствами.
И большое количество чего еще.

Пара советов:
— пристально отнеситесь к кадроплану, не останавливайтесь на первом варианте – в большинстве случаев он самый плохой. Г. А. Товстоногов часто повторял, что 1-й пришедший в голову вариант – штамп, 2-й – антиштамп, увлекательное ответ пребывать между вариантами 5…20;
— не берите актера. Хороший все сыграет в 1 кадре (а при чем тут тогда мы?), а плохой сломает самый блестящий план. Исходя из этого же не заставляйте играться и вашего натурщика. Легко рассказываете ему: «подойди к полке», «протяни руку», «отыщи в памяти что-нибудь приятное» и т.д.;
— не следует делать из этого сюжета видеоклип: перед тем как «стричь овец», их лучше сперва «вырастить». Это так как практикум. Исходя из этого ограничение на минимальную длину замысла;
— пристально следите на монтаже за фазами перемещения. При склейке по перемещению в обязательном порядке необходимо выпустить пара кадров, в противном случае жест на экране, будет не очень приятно «дергаться». Как ни необычно, при правильной синхронизации фаз появляется чувство «возврата перемещение» — так как зрительно момент смены кадров воспринимается как пропущенное время. какое количество фаз выпустить – зависит от внутрикадрового темпо-ритма;
— не «заливайте» сюжет музыкой. Шумы довольно часто значительно занимательнее и информационно содержательней. А также образней;
— не рассчитывайте на хороший итог с первого раза. Сделайте 3…4 варианта (и не только монтажных – их возможно и больше);
— перед съемкой перечитайте все, что отыщете по монтажу.

ПРАКТИКУМ №2

Продолжение этюда ЧИТАТЕЛЬ

Данный практикум – прямое продолжение прошлого.
Озвучьте прошлый этюд как минимум в 3 вариантах, пробуя создать звуковой картиной совсем различное чувство, воздух а также жанр. Конечно, речь заходит не о том, дабы «залить» все одной-двумя муз. темами. Постарайтесь создать насыщенные звуковые картины, разворачивающие а также переворачивающие суть происходящего в кадре действия – это прямой путь в вертикальный монтаж и потом – в монтаж аттракционов. К примеру: романтизм, детектив, одиночество… (добавить по вкусу).
Применять менее двух дорожек вряд ли оказаться – так как должно быть и неспециализированное дыхание воздуха, и синхронные звуки, и выговоры, да и то, что происходит (звучит) сейчас за рамкой кадра… Но так как любой средний линейный монтажный комплекс как минимум 2 дорожки снабжает. Возможно к тому же (так как не в эфир делаем) свести их в одну на другую кассету, а после этого подложить 3-4. Ну а уж в случае если в руках «нелинейка»…
Действительно, во всем прекрасно чувство меры: бедная звуковая картина не позволит никакого результата, будет неинтересна, а перенасыщение звуком также может или размыть суть видеоряда, или, при равной силе выговоров, перевоплотить его в барабанную дробь. Исходя из этого отбор звуков должен быть предельно осмыслен и точен.
Итог: неподготовленному зрителю снова же должно быть Весьма интересно это наблюдать, но принимать все три сюжета он обязан по различному, т.е. по различному вычитывать их идею, смыслы и сюжет. В случае если имеется возможность, хотя бы один стоит проработать с опытным звукорежиссером.

Прорабатывается:
1. Учет сочетаний разноплановых звуков и из действие на зрительское восприятие.
2. Организация воздуха эпизода средствами саундтрека.
3. Методы создания «глубины» действия, события, расширение рамок кадра закадровым звуком, ухода от «бедность» кадровой конкретики.
4. внятность и Точность звуковой акцентировки.
5. Соразмерность внутрикадровых и закадровых звуков, их ритмов и тональностей.
6. Протяженность звуковой линии и применение звука для удержания и усиления драматургии внимание зрителя.
7. Подход к комплексной аудиовизуальной разработке эпизода и, потом, экранного образа.
И т.д.
Эта практика оказывает помощь реально перейти от «озвучивания» к работе со звуком, как полноправным экранным элементом, вынудить трудиться на себя сильнейшее средство управления вниманием и восприятием зрителя.

Пара советов:
— сперва все проработать на бумаге. Да, 80% съемочно-монтажной работы идет за рабочим столом. Большое количество поколений студентов бунтовало против этого утверждения, но это правда и с этим нужно согласиться. Как? Легко не забывать, что деньги нам платят не за разработку, а за умную голову (а это так как и приятней, правда?);
— не начинайте 2 звука в один момент: в большинстве случаев это ведет к тому, что «смазываются» оба и их суть становиться невнятным;
— пара звуков не смогут иметь однообразный либо близкий уровень (громкость). В выговоре неизменно что-то одно;
— совпадение начала звука со склейкой дает замечательный выговор. Прием замечательный. Но неизменно ли он нужен?
— снова же, не рассчитывайте на хороший итог с первого раза. Сделайте 3…4 варианта;
— перед работой перечитайте все, что отыщете по звуку и монтажу в кино и на ТВ (принципиальной отличия нет никакой).

ПРАКТИКУМ №3

ЭТЮД КОРЗИНА

Наименование этого практикума не весьма сочетается с видеотехнологией, но я буду именовать его так же, как практически 20 лет назад, в то время, когда придумал его для себя – «КОРЗИНА».

Сущность упражнения была в том, чтобы придти по окончании работы в монтажную, выгрести из корзины (не мусорной!) обрезки не вошедшей в монтаж кинопленки и постараться сочинить из этих кадров что-то осмысленное. в один раз так была сделана целая курсовая, причем очень диссидентского содержания.
Но что сейчас нам мешает заменить обрывки кинопленки на кадры, к примеру, 180-минутной кассеты-исходника, на которую подряд снимаются информационные сюжеты? Так как задача пребывает в том, дабы создать сюжет, что Ни при каких обстоятельствах НЕ СНИМАЛСЯ. Ясно, что собрать из 5 футбольных матчей один – это не практикум. И само собой разумеется все возможности звуковой дорожки также в ваших руках.
Хронометраж – любой. Основное условие – идеи сюжета и понятность темы простому зрителю и, снова же, удержание внимание, т.е. отсутствие скуки.
А практикум хороший. Не бесплатно и подлинные корифеи от кино не брезговали капустниками – так как подход в том месте полностью тот же.
И никаких досъемок. Разве что итог превзойдет ожидания и окажется хорошим эфира, а 2-3 кадров очевидно не хватит либо они будут не хватает вразумительны. Но это уже задача не практикума.
А заодно, попытаемся, хотя бы в один раз, для опыта, набраться терпения и пройти путь режиссерской работы по монтажу профессионально, грамотно и до конца.

Итак, берем любой архив, чем разнообразней по содержанию, местам съемки, сезонам и другому, тем лучше. Так как намного сложнее, но и занимательнее отыскать прекрасный переход из зимы в лето, и наряду с этим не применять никаких микшеров, прочих спецэффектов и шторок. Необходимое условие этого практикума – трудимся Лишь В ПРЯМОЙ СКЛЕЙКЕ.
И придумываем сюжет.

ПРОРАБАТЫВАЕТСЯ:
1. Относительность содержания кадра – так как любой раз его конкретный суть зависит от той монтажной фразы, в которую он входит.
2. драматургии и Организация события чисто монтажными средствами.
3. Умение видеть за конкретикой кадра его полное «звучание», как смысловое, так и тональное, обертонное.
4. Учет темпо-ритма внутрикадрового действия, светотональности, композиции, прочих элементов и направления движения в разных кадрах.
5. Учет операторского стиля съемки (в случае если оператор хороший, плохой именно и отличается отсутствием всякого стиля).
6. Творческому подходу в применении студийного (личного) архива – навык, нужный особенно для монтажёров и режиссёров маленьких студий, каковые не имеют возможности снимать столько времени, сколько нужно.
7. Развитие творческой фантазии и умения варьировать любой материал в зависимости от плана.
8. Введение в экранный «сопромат» — не каждый кадр поднимется в любую монтажную фразу и повернется тем смыслом, какой захочется положить в него автору. Умение «слышать» смыслы кадра и видеть возможность его разворота, не разламывать структуру материала, а идти за ним постоянно выдаёт руку важного специалиста.
Ну и без того потом…

Пара СОВЕТОВ И ЗАМЫСЕЛ РАБОТЫ:
— отсмотрите исходный материал, а какие-то кадры и пара раз, после этого отложите его в сторону и (кому-то пригодиться семь дней, кому-то часа 2, но сейчас лучше на экран не наблюдать) сформулируйте тему (т.е. ПРОБЛЕМУ) и идею (т.е. Ваш ПУТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ). Причем в обязательном порядке на бумаге. Память – через чур ненадежное хранилище для блестящих планов. Кстати, как раз сформулированная НА БУМАГЕ идея имеет шанс добраться до зрителя. Обращали внимание, как не легко не редкость кратко и внятно записать кроме того то, что наподобие «и без того светло»? Как раз исходя из этого вся режиссура формулирует собственные планы на бумаге;
— в то время, когда идея и тема выяснены, еще раз отсмотрите целый отобранный к монтажу материал и (ох уж эта писанина!) выпишите любой из отобранных замыслов на отдельную карточку: содержание кадра, хронометраж, крупность, тональность, и другие ответственные для вас в этом кадре подробности композиции. Как как раз? Все равно, рецептов тут нет. Принципиально важно лишь то, что окажет помощь вам отыскать в памяти данный кадр, глядя на карточку и учесть его место в будущей монтажной фразе. Время от времени достаточно написать «00.10.15. Кр. пл., собака наблюдает в камеру, 7 сек.», а время от времени на описание подробностей уходит и 2-я сторона;
— сейчас садимся за письменный стол и раскладываем «пасьянс» — занятие, как минимум, не меньше увлекательное, чем игра в «Солитер». Перекладывая карточки, собираем монтажные фразы, из них – эпизоды и наконец целый сюжет. Само собой разумеется, это возможно делать и в текстовом процессоре на компьютере, но, как показывает практика, тактильные ощущения от карточек придают этому процессу не только особенную красоту, но и благотворно действуют на фантазию. (Прием с карточками я перенял в свое время у блестящего режиссера-документалиста Ю. А. Шиллера. А вдруг уж режиссеры с мировым именем не брезгуют подобными приемами, то и нам грех не обучаться у них нужным техникам);
— в то время, когда «пасьянс» закончен, контролируем итог по финалу, т.е. просматриваем все с конца, убирая лишние кадры либо заменяя их – весьма действенный метод проверки, кстати и для сценариев также;
— решаем саундтрек: на отдельный страницу выписываем номера карточек и помечаем, что и как будет в этом месте звучать.
— Вот сейчас – за монтаж! Бумаги под рукой, но любая придуманная за столом склейка проверяется практикой. В этот самый момент кроме того блестяще придуманную монтажную фразу часто приходится перекраивать под действительность конкретных кадров, в противном случае и придумывать новое ответ. Так как отечественный пасьянс не догма, а лишь замысел монтажного ответа;
— и опять не рассчитывайте на хороший итог с первого раза. Будьте тщательны как ни в одной эфирной работе. А при таком отношении возвращаться за письменный стол придется неоднократно.

ПРАКТИКУМ №4

ДОМИНАНТНЫЙ МОНТАЖ

Подберите и смонтируйте кадры, подобрав их по формированию сперва какой-либо одной, а позже и в один момент нескольким доминантам. К примеру, постепенный переход от кадров, светло синий тона к кадрам красного. Либо от выраженного вертикального абриса к горизонтальному. Наряду с этим принципиально важно исполнение 3 условий:
1. кадры должны быть монтируемыми по крупностям, ракурсам и т.д.;
2. для зрителя переход должен быть органичным и незаметным;
3. выбранная доминанта обязана драматургически развиваться, т.е. иметь завязку, развитие, кульминацию, поворот и развязку.
Тут так же трудимся Лишь В ПРЯМОЙ СКЛЕЙКЕ, без спецэффектов и микшера. И придумываем сюжет, хотя бы легко видовой.

Пара советов:
для начала заберите в доминанту какой-то четко выраженный показатель;
— подберите кадры, отвечающие сюжету и которые содержат данный показатель. Первый опыт возможно чисто формальным, но уже начиная со 2 – 3-го лучше в один момент удерживать и какую-то сюжетную либо хотя бы атмосферную задачу;
— садимся за письменный стол и раскладываем «пасьянс». В этом случае для нас принципиально важно пометить в карточках и ту доминанту, которая будет прорабатываться;
— попытайтесь выстроить первый этюд так, дабы доминанта оказалась в 1-м кадре, к примеру, в качестве маленького пятна светло синий цвета, после этого светло синий цвет от кадра к кадру заполнял все солидную часть экрана, но где-то на 2/3 этого заполнения уже оказалось красное пятно, неспешно вытесняющее светло синий цвет. Наряду с этим, нужно дабы динамика находилась не только в размере, но и насыщенности цветовых пятен;
— Не останавливайтесь на первом опыте. Сделайте дюжина таких этюдов – это смогут быть и просто монтажные фразы из 5…10 кадров – любой раз беря в доминанту новый элемент.
Когда почувствуете себя уверенность, сходу начинайте применять данный прием в работе. Так как конечная цель отечественных упражнений – интегрировать «школу» в ежедневную опытную работу.

Удач! При серьёзном подходе и тщательном выполнении к практикуму рост профессионализма ГАРАНТИРУЮ.

ПРАКТИКУМ №5

Последний ПРАКТИКУМ

Данный практикум разрешит Вам подытожить монтажный тренинг, сделав достаточно непростую задачу: собрать из готовых сюжетов прошлых практикумов один цельный сюжет. Т.е. сюжет «Читатель», что берется за базу, каким-то методом связывается с сюжетами «Корзины» и «Доминантный монтаж» в единое целое. Метод же зависит лишь от содержания Ваших сюжетов, фантазии и замысла.
Необходимые условия: жестко простроенная внутренняя логика развития всего сюжета, выстроенность межэпизодных ассоциативных связей, стилистическое единство. И конечно, работа лишь в прямой склейке, без эффектов и микшеров.
Сложно? Да. Но гарантирую – в полной мере достижимо.
И позже, кто заявил, что режиссура несложнее, скажем, ядерной физики?!

О фантазии: прямой движение, напрашивающийся сам собой, встроить сюжеты как читаемые в книге образы либо воспоминания храбреца. Но это – первый слой, лежащий в области банальности. Все же стоит пофантазировать и отыскать движение вправду уникальный. Так как это уже не техническая, а самая настоящая творческая задача, требующая адекватного ответа. Но тем данный практикум и ценен.

И последнее. Само собой разумеется, перед тем как приступить к исполнению первого практикума, большая часть из Вас дочитали их до конца. Но попытайтесь все-таки, не смотря на то, что это для людской психики в совершенстве и не достижимо, делать каждое упражнение не ориентируясь на конечный итог практикума №5. В противном случае это будет игра в поддавки с самим собой.

Баланс 2018. Анализ ОСВ. Инструкция-практикум [Вебинар] I Ершикова М.Л.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: