Закон исключённого третьего

Закон непротиворечия, как мы узнали, устанавливает, что из двух несовместимых суждений одно нужно фальшивое. Вопрос о втором суждении остаётся открытым: оно возможно подлинным, но возможно и фальшивым. Снимает эту неопределённость, правда только по отношению к противоречивым суждениям, закон исключённого третьего. Он имеет следующую формулировку: два противоречащих суждения не смогут быть одновременно ложными, одно из них нужно действительно.

Данный закон направляться разглядывать как предстоящее уточнение требований непротиворечивости, определённости и последовательности, предъявляемых к мышлению. Он выражается формулой: А имеется или В, или не-В. В символической логике он записывается в виде формулы (действительно или а, или отрицание а). Данный закон не содержит ничего принципиально нового в отношении принципа непротиворечия; он есть его прикладным вариантом. В логике он довольно часто трактуется объединённо с принципом непротиворечия. В объединённом виде эти два закона приобретают следующее звучание: два противоречащих суждения не смогут быть совместно подлинными и не смогут быть совместно фальшивыми; одно из них нужно действительно, второе нужно ложно. Рассуждение ведётся по формуле: «либо – либо», («или — или»). Третьего не дано.

Закон исключённого третьего имеет громадное значение в разных областях знания и в практической деятельности людей. Этот закон, как и закон непротиворечия, не отрицает наличие противоречивых особенностей у разглядываемых явлений, т. е. он не противоречит законам диалектики. Применим он только в том месте, где познание имеет дело с твёрдой обстановкой («либо – либо»). В том месте же, где отражается неопределённость, данный закон не действует (запрещено определенно угадать дату наводнения, землетрясения).

Закон основания

Всякое свойство предмета, отличающее данный предмет от всех других предметов, существует в данном предмете не само по себе, но только вследствие того что существует что-то такое, чем это свойство обуславливается и без чего оно не имело возможности бы существовать. Данной зависимостью предмета от условий определяется и отечественное мышление о предмете. Оно кроме этого не имеет возможности мыслить о предмете никакого утверждения, которое не было бы на чём-либо основано. Эта черта мышления именуется доказательностью.

Требования доказанности, обоснованности мысли высказывает закон основания, что формулируется следующим образом: любая идея признаётся подлинной, если она имеет основание. Формула закона: «В случае если имеется В, другими словами и его основание А».

Достаточным основанием какой-либо мысли возможно каждая вторая уже проверенная и признанная подлинной идея, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

Логическое основание нужно отличать от настоящего основания и от причинно-следственной связи.

Данный закон высказывает наличие для каждой истины основания только в самом неспециализированном виде. Вопрос о особом характере основания требует в каждом случае особенного рассмотрения.

Логические законы помогают необходимой нормой всякого верного мышления. В практике людской мышления законы формальной логики действуют не изолированно, а во связи. В случае если нарушаются требования одного какого-нибудь закона, делается неосуществимым использование другого.

Понятие

1. Сущность понятия.

2. Виды понятий.

3. Отношения между понятиями.

4. Логические действия над понятиями. ограничение и Обобщение понятий.

5. Определение понятия.

6. Правила явного определения.

7. Деление понятий.

Сущность понятия

Слово понятие происходит от глагола осознавать. Понятие – это главная единица структуры людской мышления. Всякое понятие (познание) имеется идея о показателях предмета. Показателем предмета именуются каждые черты, стороны, состояния, каковые характеризуют предмет. Показатели смогут быть единичными и неспециализированными, значительными и несущественными. Понятие формируется именно на базе значительных показателей, т.е. показателей, каковые нужно принадлежат предмету, высказывают внутреннюю природу предмета, его сущность.

Так, понятие – это образ предмета, выраженный через совокупность его значительных показателей.

Образование понятия происходит путём установления сходства (различия) между предметами (сравнение), расчленением сходных предметов на элементы (анализ), выделением значительных показателей и отвлечением от несущественных (абстрагирование); соединением значительных показателей (синтез) и распространением их на все однородные предметы (обобщение).

Понятия выражаются и закрепляются в словосочетаниях и словах, каковые именуются именами. Имя, складывающееся из букв, – это материальная оболочка понятия, т.е. его звучание, а понятие – это совершенное содержание слова, т.е. его значение. Звучание слова лишь обозначает предмет мысли, но не отражает его, поскольку между ними нет сходства. Значение же слова отображает предмет, поскольку базой значения есть понятие о предмете.

Каждое понятие имеет объём и содержание. Содержанием понятия именуется совокупность значительных показателей предмета, которая мыслится в данном понятии. Количество понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в понятии.

Сообщение объёма и содержания понятия выражается в законе их обратного соотношения, т.е. чем шире содержание понятия, тем уже его количество и напротив. Этот закон распространяется не на все понятия, а только на те, из которых одно входит в количество другого.

Виды понятий

Человеческое мышление создало необычайное достаток понятий. Как многообразие и богатство явлений действительности делало и делает нужным для науки (биологии, геологии, астрономии) классификацию явлений, так стало нужным классифицировать формы мышления. Формальная логика классифицирует понятия по их подобию, различию и соответствию. Правилами этих классификаций в общем есть количество, но вероятно и содержание.

Выделяют следующие виды понятий:

1. Единичные, неспециализированные и нулевые.

Понятие, в котором мыслится один элемент, именуется единичным («Киев», «Невский проспект»).

Понятие, в котором мыслится множество элементов, именуется неспециализированным («государство, стол»).

Понятие, в котором не мыслится ни один элемент, именуется нулевым («снегурочка», «русалка»).

Неспециализированные понятия смогут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими именуются понятия, в которых множество мыслимых в них элементов поддаётся учёту («планета Нашей системы»), а нерегистрирующими – те, в которых множество мыслимых в них элементов учёту не поддаётся («молекула», «рыба»).

В особенную группу выделяют собирательные понятия, в которых мыслятся совокупности элементов, составляющих единое целое («коллектив»).

Эти понятия, так же как и неспециализированные, отражают множество элементов (участников коллектива), но, как и в единичных понятиях, это множество мыслится как единый предмет. Собирательные понятия смогут быть неспециализированными («коллектив») и единичными («коллектив отечественного университета»).

2. Абстрактные и конкретные.

Понятие, в котором мыслится предмет либо совокупность предметов как что-то самостоятельно существующее, именуется конкретным («стол», «ручка»), а понятие, в котором мыслится свойство предмета либо отношение между предметами – абстрактным («храбрость», «беспечность»).

Конкретные и абстрактные понятия смогут быть как неспециализированными, так и единичными (к примеру, понятие «правонарушение» – общее, конкретное; понятие «Харьков» – единичное, конкретное; понятие «преступность» –общее, абстрактное; понятие «смелость лейтенанта Дроздова» – единичное, абстрактное).

3. Хорошие и отрицательные.

Понятия, содержание которых составляют показатели, свойственные предмету, именуются хорошими («атеист», «логичный»).

Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определённых показателей, именуются отрицательными («алогичный», «нелегальный»).

4. Безотносительные и соотносительные.

Безотносительные понятия отражают предметы, существующие раздельно и исходя из этого мыслящиеся вне отношения к вторым предметам («книга», «двигатель»).

В соотносительных понятиях отражаются предметы, существование которых связано с существованием вторых предметов, исходя из этого они не мыслятся один без другого («дети» и «родители», «северный и» южный «полюс »).

Логика закон иключения третьего Катющик


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: