Закон отрицания отрицания.

Гегель полагал, что в ходе развития системного целого происходит собственный-

образное наследование последующими состояниями (качественными опреде-

ленностями) совокупности некоторых черт, появляющихся на предшест-

вующих стадиях существования совокупности. Это наследование содержится в

сохранении хороших (хороших) моментов ветхого качества, кото-

рые могут служить действенному существованию нового качества.

Процесс развития получает, следовательно, неспециализированную направленность, кото-

рая задается структурой перемещения от одного качественного состояния совокупности


к второму. В то время, когда исходное уровень качества переходит в новое, происходит отрица-

ние ветхого качества новым, потому, что развивающееся системное целое при-

обретает характеристики, прямо противоположные исходным. Но новый цикл

развития сопровождается уже новым отрицанием, т.е. отрицанием (предыду-

щего) отрицания . В этом случае появляется такая структура развития (Рис.

6):

ТЕЗИС

(Системное целое

имеет некое

исходное

качественное

состояние)

АНТИТЕЗИС

(Системное целое

переходит в

качественное

состояние, прямо

противоположное

исходному качеству)

Р и с. 6.

СИНТЕЗ

(Системное целое

объединяет

характеристики

исходого и

противоположного

исходному

качественных

состояний)

Закон отрицания отрицания — самый сложный и многоаспектный закон, по-

какое количество обрисовывает структуру развития как постепенного единого процесса.

Развитие предмета — это неизменно отрицание собственных прошлых форм существования.

В один момент отрицание прошлых форм существования ведет к становле-

нию для того чтобы другого, которое сохраняет генетическую сообщение с тем, что отрица-

ется.

Первое отрицание еще не дает е д и н с т в а процесса развития. Единст-

во и законченность цикла развития появляется через второе отрицание (отрица-

ние отрицания), причем единство процесса развития опирается на удержание

хорошего (Рис. 6).

НОВОЕ Уровень качества

как единство

«ветхого» и «нового»

НОВОЕ, как

противоположное

исходному,

Уровень качества

СКАЧОК, как

ИСХОДНОЕ первое отрицание

Уровень качества

Исходный этап 1 этап

Р и с. 7.

СИНТЕЗ, как

отрицание отрицания

СКАЧОК, как

второе отрицание

Этап

Процесс развития совершается не как прямое линейное перемещение, переход

по цепочке от одного к второму. Процесс развития замкнут сам на себя как

некое системное единство . Гегель писал: Общее образовывает базу,

исходя из этого поступательное перемещение не должно быть принимаемо за некое

течение от некоего другого к некоему второму. На каждой ступени даль-

нейшего определения общее поднимает выше всю массу его предшествующе-

го содержания и не только ничего не теряет благодаря собственного диалектического

поступательного перемещения, но несет с собой все купленное, и обогащается

и уплотняется в себя.

Обогащение, удержание хорошего как следствие целостного развития

системного единства формируется на этапе синтеза предшествующих качествен-

ных состояний — исходного качества (тезис) и противоположного исходному

качества (антитезис).

Итак, целостный цикл развития является синтезом двух противопо-

фальшивых моментов конкретного процесса развития, что осуществляется на

этапе отрицания отрицания и ведет к формированию нового содержатель-

ного единства (Рис. 7). Так, неспециализированное направление развития оказывается

заложенным в исходном качестве системного целого.

Закон отрицания отрицания: в ходе прогрессивного развития первый

этап результат отрицания, а второй этап — результатом двойного

отрицания, так что развитие воспроизводит на более высоком этапе черты, ха-

рактеристики, структуры исходного этапа, а новое уровень качества выступает как

синтез ветхого и нового.

106

синергетика и Диалектика. Хорошая наука XVII — XIX вв. представля-

ла мир как линейный процесс, придавая особенное значение закрытым статическим

совокупностям. В центре внимания — упорядоченность, устойчивость, равновесие.

Появляющаяся в XX в. и переживающая активное становление во второй его

половине неоклассическая наука видит мир как нелинейный процесс, акценти-

руя открытые динамические совокупности. В центре внимания — неустойчивость,

неравновесные состояния, нелинейное (вариативное, разнонаправленное) разви-

тие.

Недостаточность логико-методологических построений хорошей науки

особенно ярко выразилась в связи с вторым началом термодинамики: эволюция

совокупности происходит в сторону “рассеивания” энергии, установления однородно-

сти, т.е. дезорганизации и распада структур (возрастание энтропии). Универсаль-

ность второго начала термодинамики была поставлена под сомнение, в то время, когда

обнаружилось НЕСООТВЕТСТВИЕ между принципом возрастания энтропии и

биологической эволюцией как перемещением к более сложным и организованным

структурам. Из этого определение судьбы как негэнтропийного процесса.

Практически в хорошей науке ситуация , в то время, когда для описания ре-

альности потребовался логико-диалектический подход. Для описания тенденций

усложнения либо упрощения совокупности выяснилось нужно разглядывать сис-

тему связей “интеграция — дезинтеграция”, “разделение — дедифференциа-

ция”. Оказалось, что процесс системной разделении возможно охарактеризо-

вать толькочерез диалектику интеграции — дезинтеграции, потому, что данный

процесс представляет собой одновременноусиление сотрудничества разных

групп однородных элементов (в системе) и ослабление сотрудничества одно-

родных элементов (между системами). Рост сложности совокупности возможно пред-

ставить как усиление структурно-функциональной дифференциации элементов

совокупности и установлением новых интегральных связей между ними.

Так, как раз потребности развития современного научного знания

актуализируют логику познания сложных саморазвивающихся совокупностей. Но

развитие естественных наук в XX в. не сопровождалось широким освоением диа-

лектической логики. Диалектическая логика Гегеля, так сообщить, “переоткрыва-

ется”. Ученые -”естественники” создают личные логико-методологические

(вести войну-методологические) подходы, по существу родственные диалекти-

ческому, но основанные на другом терминологическом аппарате. Примером может

помогать синергетика.

Синергетика — это междисциплинарное направление научных изучений,

появившееся в 70-е годы XX в., разглядывающее неспециализированные закономерности и прин-

ципы процессов самоорганизации в совокупностях разной природы. Термин “си-

нергетика” (от греч. “совместное воздействие”, “сотрудничество”) был введен

Г.Хакеном, обратившем внимание на сходное поведение элементов совокупностей раз-

личной природы (фазовые переходы, гидродинамическая устойчивость, образо-

вание макромолекул, динамика популяций и др.) при переходе от хаоса к поряд-

ку. Синергетика складывается как теория самоорганизации (саморазвития),

создаваемая в рамках естественнонаучной проблематики. Причем она скоро

делается своеобразным философско-методологическим подходом, логикой

описания нелинейного развития сложноорганизованных совокупностей, претендующей

на объяснение самых разных процессов — от рождения Вселенной до позна-

ния и творчества. В работах Г.Хакена, И.Пригожина, Г.Николса синергетике

придается как раз широкий философско-методологический статус.

Приверженцы синергетического подхода считают, что в возможности в синер-

гетике будет создана логическая (теоретическая) модель процессов самоор-

ганизации, владеющая чертами общезначимости и универсальности, а потому

применимая для научного изучения в любой предметной области. Коротко

созданную синергетикой “базисную модель” процесса самоорганизации (самораз-

вития) возможно представить следующим образом.

Самоструктурирование вероятно в открытых совокупностях. Открытая сис-

тема- это совокупность, включенная во внешние связи и обменивающаяся с

окружающей средой веществом, энергией, информацией. Такая совокупность облада-

ет “источниками”(территориями “подпитки” извне, что содействует росту, струк-

турному усложнению) и “стоками”(территориями “сброса”, в следствии чего проис-

ходит обеднение, структурное упрощение).

Сущность третьего закона диалектики: отрицания отрицания


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: