Закон трех стадий и сущность позитивизма

Изучая движение развития людской ума в разных областях его деятельности от его начального проявления до наших дней, я, как мне думается, открыл великий фундаментальный закон, которому это развитие в силу неизменной необходимости подчинено и что возможно твердо установлен или методом рациональных доказательств, доставляемых познанием отечественного организма, или при помощи исторических данных, извлекаемых при внимательном изучении прошлого. Данный закон содержится в том, что любая отрасль отечественных знаний последовательно проходит три разных теоретических состояния: состояние теологическое либо фиктивное; состояние метафизическое либо отвлеченное; состояние научное либо хорошее.Иначе говоря человеческий разум в силу собственной природы в каждом из собственных изучений пользуется последовательно тремя способами мышления, темперамент которых значительно разен а также прямо противоположен: сперва способом теологическим, после этого метафизическим и, наконец, хорошим. Из этого появляются три взаимно исключающих друг друга вида философии, либо три неспециализированные совокупности воззрений на совокупность явлений; первая имеется нужный отправной пункт людской ума; третья – его определенное и окончательное состояние; вторая предназначена помогать лишь переходной ступенью.

В теологическомсостоянии человеческий ум, направляя собственные изучения в основном на внутреннюю природу вещей, на первые и конечные обстоятельства всех порождающих его явлений, стремясь, одним словом, к безотносительному знанию, разглядывает явления как продукты прямого и постоянного действия более либо менее бессчётных сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых растолковывает все кажущиеся странности мира.

В метафизическомсостоянии, которое в конечном итоге не что иное, как неспециализированное видоизменение теологического состояния, сверхъестественные факторы заменены отвлеченными силами, настоящими сущностями (олицетворенными абстракциями), нераздельно связанными с разными предметами, которым приписывается свойство самостоятельно порождать все замечаемые явления, а объяснение явлений сводится к определению соответствующей ему сущности.

Наконец, в хорошем состоянии человеческий разум, признав невозможность достигнуть безотносительных знаний, отказывается от назначения Вселенной и исследования происхождения и от познания внутренних обстоятельств явлений и целиком и полностью сосредоточивается, верно комбинируя наблюдение и рассуждение, на изучение их настоящих законов, т.е. подобия и неизменных отношений последовательности. Объяснение фактов, приведенное к его настоящим пределам, есть отныне лишь установлением связи между некоторыми частными и различными явлениями неспециализированными фактами, число которых значительно уменьшается все более и более по мере прогресса науки.

Это неспециализированное изменение людской разума возможно сейчас легко установлено очень осязательным, не смотря на то, что и косвенным методом, в частности разглядывая развитие личного ума. Так как в развитии отдельной личности и целого вида отправной пункт нужно должен быть одинаковый, то главные фазы первого должны воображать главные эры второго. И не отыскать в памяти ли любой из нас, посмотрев назад на собственный собственное прошлое, что он по отношению к своим наиболее значимым понятиям был т е о л о г о м в юные годы, м е т а ф и з и к о м в молодости и ф и з и к о м в зрелом возрасте? Такая поверка дешева сейчас всем людям, стоящим на уровне собственного века.

Самый же ответственное теоретическое мысль, обосновывающее справедливость этого закона, почерпнутое в самой природе предмета, содержится в том, что во всякую эру нужно иметь какую-нибудь теорию, которая связывала бы отдельные факты; создавать же теории на основании наблюдений было, разумеется, нереально для людской разума в его начальном состоянии.

Все здравомыслящие люди считают, что лишь те знания подлинны, каковые опираются на наблюдения. Вместе с тем разумеется, что человеческий разум первоначально не имел возможности и не должен был мыслить так. Потому что в случае если, с одной стороны, любая хорошая теория нужно должна быть основана на наблюдениях, то, с другой – чтобы заниматься наблюдением, отечественный ум испытывает недостаток уже в какой-нибудь теории. Если бы, созерцая явления, мы не связывали их с какими-нибудь правилами, то для нас было бы совсем нереально не только сочетать эти разрозненные наблюдения и, следовательно, извлекать из них какую-то пользу, но кроме того и запоминать их; и значительно чаще факты оставались бы незамеченными нами.

Сейчас, в то время, когда человеческий разум создал физику и небесную физику земную, механическую и химическую, и и физику органическую, растительную и животную, ему остается для завершения совокупности наук наблюдения основать с о ц и а л ь н у ю ф и з и к у.

Огюст Конт .Позитивизм


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: