Закономерности и сложности восприятия медиасообщения

Столетиями продолжается монолог человека с человеком.

С.Е. Лец

Под медиавосприятием («mediation», «perception of media») мы будем осознавать восприятие «медиареальности», мыслей и чувств авторов медиатекстов, выраженных в аудиовизуальном, пространственно-временном образе.

Многие исследователи (Ю.М. Лотман, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.) много раз обращали внимание на сильную связь между установкой на восприятие и самим процессом восприятия. «Отправляясь в кино, — писал Ю.М. Лотман, — вы уже имеете в собственном сознании определенное ожидание, которое складывается из внешнего вида афиши, заглавия студии, фамилии режиссера и ведущих артистов, определения жанра, оценочных свидетельств ваших друзей, уже взглянувших фильм и т.д. Вы определяете контуры собственного ожидания, которое имеет определенную структуру, основанную на вашем предшествующем художественном опыте. Первые кадры демонстрируемой ленты воспринимаются вами в отношении к данной структуре, и в случае если произведение не дало вам ничего нового, авторская модель мира была заблаговременно заданным штампом.

Но вероятно и второе: в определенный момент настоящий ваше представление и ход фильма о его долженствовании вступают в конфликт, что по сути дела является разрушением ветхой модели мира, время от времени фальшивой, а время от времени легко уже известной, воображающей завоеванное и превратившееся в штамп познание, и создание новой, более идеальной действительности»[46].

Под установкой, так, понимается готовность человека к определенным действиям, поступкам. Для того чтобы рода установки условно распределяются по нескольким уровням:

1. Элементарно фиксированные (на базе жизненных потребностей и в несложных обстановках);

2. Коммуникативные (на базе потребности в общении);

3. Базисные социальные (на базе направленности заинтересованностей личности довольно конкретной сферы социальной активности);

4. Высшие (на базе совокупности ценностных ориентаций личности).

Наряду с этим в каждого уровня установки на восприятие художественного произведения имеется собственная разделение. К примеру, зрители, ориентированные на развлечение, смогут различаться по социальному положению, профессии, сумме накопленных знаний, степени комфортности и т.д. В противном случае говоря, отдых отдыху рознь: одна часть аудитории в восхищении от среднего телевизионного сериала, а вторая — предпочитает филигранный профессионализм зрелищных картин С. Спилберга либо Р. Земекиса. Более того, одинаковый информационный продукт может удовлетворять различные установки: кто-то взглянет «Сталкера» А. Тарковского как фантастику, кто-то – как философскую притчу, а кто-то как своего рода и шедевр кинематографии учебное пособие.

В современных изучениях предлагается большое число вариантов показателей культурного развития аудитории. Главные — характеристики эстетических оценок, уровня развития художественного вкуса. К примеру, полноценность, адекватность восприятия медиатекстов, свойство аудитории к аудиовизуальному мышлению, к сопереживанию автору и герою, осознание и усвоение авторской концепции, художественной структуры произведения. Наряду с этим оценочный показатель возможно сформулировать более детально, по трем показателям проявления — высокому, среднему и низкому:

Параметр большой средний низкий
эмоциональная включенность дается целостная черта медиатекста дается неточная черта медиатекста дается неосмысленная черта медиатекста
.эмоциональная активность суждений образность, яркость речи формальность суждения суждение с посторонней помощью
развитость оценочного эмоции свойство сохранять в памяти образы медиатекста свойство частично сохранять образы медиатекста свойство поверхностно сохранять образы медиатекста
умение разбирать медиатекст полноценно частично формально
образное мышление свободное оперирование образами восприятия медиатекста частичное оперирование образами восприятия медиатекста стихийное оперирование образами восприятия медиатекста
умение сказать достаточные нормы общения с произведениями медиакультуры анализ компонентов, входящих в использование и полноценную оценку не всех компонентов частичное применение компонентов
появление оценочного суждения на новом уровне и в другой форме неизменно Довольно часто редко

Показатели развития в области медиакультуры нужно учитывать как при анализе существующих моделей медиаобразования, так и в обосновании любых авторских моделей.

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) особенности познание использование | ужас ПА ВСД невроз


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: