Занятие 2. мифы о психологах

Цель: обнаружение представлений, архетипических образов, мифов о психологе-консультанте.

Содержание: работа с представлениями, мифами, историями о психологе.

Движение занятия

Рефлексия прошлого занятия.

Процедура 1.Каким должен быть психолог?

Назначение: обнаружение реалистичных и нереалистичных представлений о личностных чертях психолога-консультанта.

Инструкция. Представьте, что вы — рабочая группа, которой предстоит создать и утвердить перечень качеств и личностных характеристик, которыми обязан владеть психолог-консультант, и черт, являющихся противопоказаниями к данной работе.

Потом ведущий выступает в роли организатора дискуссии: задает уточняющие вопросы, активизирует участников, стимулирует их к анализу. Все характеристики и личностные качества записываются на доске в два столбца: в один — нужные, в другой — нежелательные.

По окончании завершения обсуждается, как реально отыскать человека, изначально владеющего такими чертями, а также целесообразность проведения профотбора. В конце каждому участнику предлагается поразмыслить, как в его «образе профессионального Я» присутствуют нужные и отсутствуют нежелательные для консультанта качества.

Процедура 2.«Инопланетяне»

Назначение: развитие невербальных навыков общения.

Инструкция. Представьте, что сидящие перед вами люди — инопланетяне. Попытайтесь растолковать им сущность собственной профессии, не применяя слов.

Вопросы для дискуссии:

Какие конкретно невербальные средства, штампы, стереотипы использовались при объяснении сущности профессии психолога?

Удалось ли передать сущность, квинтэссенцию профессиональной деятельности, не применяя обращение?

Процедура 3.«Мифы о психологах»

Назначение: обнаружение мифов о психологе-консультанте.

Инструкция. Поразмыслите и вспомните те ситуации, в то время, когда окружающие вас люди потребовали от вас определенного поведения, отношения либо действий, произнося фразу: «Ты же психолог». Что за мифы, на ваш взор, лежат в базе аналогичных высказываний?

Потом ведущий стимулирует групповое обсуждение тех мифов, с которыми сталкивались участники, и записывает их на доске. Довольно часто видятся следующие мифы:

1. Психолог трудится лишь с психически больными людьми.

2. Психолог все знает и полностью видит человека.

3. Психолог может урегулировать все вопросы.

4. Дама-психолог — не психолог, мужчина-психолог — не мужчина.

5. У самого психолога нет неприятностей.

6. Психолог должен быть психологом неизменно и везде.

7. Психолог устроен так, что приобретает удовольствие от бесплатного выслушивания всех и каждого.

8. Психолог — развлечение для богатых людей.

9. В случае если психолог сам не проработал какую-либо проблему, он не имеет права трудиться с человеком.

10. Психолог может зомбировать окружающих, внушать им собственные
мысли, исходя из этого к нему направляться относиться настороженно, и т.п.

Потом все мифы подвергаются анализу. Принципиально важно распознать и понять, какое послание о потребностях человека содержится в том либо другом мифе. К примеру, миф «Психолог должен быть психологом неизменно и везде» маркирует потребность человека в безусловном принятии, заботе со стороны окружающих, миф «Психолог может урегулировать все вопросы» — потребность в сильном и всемогущем колдуне и т.д.

Процедура 4.Эволюция: от шамана к психологу

Назначение: погружение в мифологию профессии, обнаружение ее главных моментов.

Инструкция. Устройтесь эргономичнее, закройте глаза. Представьте, что Вы движетесь по линии времени в обратном направлении. Вы должны выбрать какое-то количество лет: возможно, 100, возможно, 1000. В то время, когда Вы выберете необходимое Вам время,

представьте ту страну, то место, в котором Вы живете. Взгляните, какие конкретно люди Вас окружают, чем они занимаются. А сейчас представьте, что Вы — психолог того времени. Какой профессией Вы занимаетесь? Возможно, Вы алхимик, шаман, лекарь, философ, травник, ведун, волшебник? Какими методами, средствами Вы помогаете людям? Какие конкретно затруднения видятся в Вашей работе? Нравится ли Вам то, что Вы делаете?

Побудьте некое время в этом месте, времени и образе.

Сейчас у Вас имеется 10 мин для знакомства. Вы открываете глаза и вольно двигаетесь по помещению, знакомясь с другими профессионалами. Попытайтесь максимально вжиться в роль. Если Вы — шаман племени, то, гордо ступая, Вы имеете возможность изрекать истины, отгонять злых духов, и т.п.

По окончании того, как Вы познакомились между собой, разбейтесь на микрогруппы по 3-4 человека. Из собственной роли попытайтесь пообщаться между собой, поисследовать проблемы и ключевые моменты каждого из персонажей.

Через 15 мин возвращайтесь обратно в круг. Опять закройте глаза. В мыслях проститесь с тем персонажем, роль которого Вы игрались. В то время, когда Вы откроете глаза, заберите лист бумаги, карандаши и нарисуйте тот образ, что Вы воображали.

Вопросы для дискуссии:

Какие конкретно неспециализированные моменты деятельности возможно отыскать у современных их прототипов и психологов?

Какие конкретно ресурсы Вы имеете возможность почерпнуть в образе психолога из прошлого и перенести в современную судьбу?

Как вы думаете, из-за чего вы выбрали этот персонаж и что в нем есть для вас привлекательным?

Какие конкретно нужные для Вашей работы качества имеется у того персонажа, в который вы перевоплощались?

Интеграция взятого опыта. Ритуал прощания.

TED | 10 мифов психологии: разоблачаем!


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: