Занятие 4. профессиональные страхи

Цель: осознавание и проработка участниками собственных опытных страхов.

Содержание: диагностика, коррекция и обсуждение профессиональных страхов.

Движение занятия

Процедура 1.Мое состояние

Назначение: диагностика эмоционального состояния участников группы.

Инструкция. Поделитесь своим настроением, состоянием. Что случилось по окончании последней встречи в вашей жизни? С какими мыслями вы пришли сейчас на группу?

Процедура 2.Диагностика представлений участников тренинга о опытных страхах

Назначение: обнаружение представления о страхах, которые связаны с работой; очертить «проблемное поле» опытных страхов.

Инструкция. В каждой профессии имеется собственные «плюсы» и «минусы», собственные яркие и чёрные стороны. Профессия психолога-консультанта — не исключение. Попытайтесь на данный момент пара мин. поразмыслить: что Вас пугает в профессии психолога-консультанта? Что имеется в ней ужасного для Вас? Поразмыслите об этом, запишите собственные страхи на листе бумаги и возвращайтесь в круг.

На протяжении рассказа участников о собственных страхах ведущий группы отмечает, о каких страхах говорит любой участник, и фиксирует эти сведенья.

Процедура3. Присвоение проекции опытного страха

Назначение: присвоение себе собственного собственного страха.

Инструкция. Для исполнения этого упражнения в группе должно быть достаточное количество энергии. Ведущему необходимо задать вопрос, готова ли несколько поддержать достаточно энергоемкое подвижное воздействие. В случае если несколько согласна, ведущий дает инструкцию каждому из участников группы.

«Вы — больные палаты № 6 психиатрической клиники имени Ф. Перлза. на данный момент я поведаю, кто из вас и чем болеет. После этого в течение 10 мин вы — больные, а я — главный врач. Я буду смотреть за тем, дабы вы все остались целыми и невредимыми». Потом ведущий зачитывает каждому его ужас (записанный ведущим при выполнении прошлого упражнения) и предлагает делать те действия, которых он опасается, по отношению к вторым людям. (В случае если ведущий группы обладает клинической психологией, он может ставить «заключения» на основании страхов).

К примеру, в случае если участник опасается негативной оценки со стороны клиента, он обязан доходить к каждому и давать негативную оценку всему, что видит: наружности, походке, одежде. Участник, что страшится начала профессиональной деятельности, должен пугать каждого и заставлять ничего не делать. Участник, счи-

тающий себя профессионально некомпетентным, говорит каждому: «Ты ничего не можешь. Ты ничего не знаешь. Ты полный ноль». Участник, что опасается обесценивания, обязан сам обесценивать каждого.

Данный опыт требует от ведущего определенных артистических навыков, эмоциональности при демонстрации предлагаемых способов поведения. Он пара раз выделяет, что принципиально важно выполнить воздействие до конца, раскрепоститься, подойти к каждому участнику группы и совершить то воздействие, которого сам опасается от вторых.

Данный опыт базируется на следующей идее. В базе страха лежит некий интроект. Развернув его, спроецировав во внешний мир, возможно высвободить ту энергию, которая направлена на слияние испуганно. Изучение собственного страха методом его проигрывания разрешает встретиться со своей ресурсной частью: «Мне не требуется опасаться негативной оценки, поскольку я сам могу дать оценку собственной деятельности. Мне не необходимы указания, поскольку я сам способен выяснить, что мне следует сделать».

, если опыт разрешил изучить собственный ужас, участники группы приобретают хороший опыт обращения с ним и выявляют ресурсные составляющие собственных страхов.

При дискуссии взятого опыта возможно предложить дополнительное воздействие: сообщить, какую позитивную функцию выполняет ужас.

Процедура 4. Работа с представлениями о «ужасном» клиенте

Назначение: фасилитировать диалог между внутренними феноменами участников тренинга: «пугающим» клиентом и испуганным терапевтом.

Инструкция. Заберите один либо пара кусков пластилина, положите их перед собой. А сейчас закройте глаза и слепите «ужасного» клиента. Не открывайте глаз до конца упражнения. В то время, когда закончите лепить, имеете возможность открыть глаза, но наряду с этим ничего не переделывайте.

По окончании того, как все завершили процесс лепки, ведущий предлагает каждому попеременно забрать в руки собственный персонаж и произнести от его имени: «Я — ужасный клиент X. Я пугаю X тем, что…» Принципиально важно стимулировать рассказ о том, какие конкретно как раз действия совершает клиент, что он говорит, как себя ведет, По окончании того, как X из роли ужасного клиента поведал о нем, происходит обмен ролями. X ставит фигурку на стол, на пол, перед собой и от собственного имени говорит что-то ужасному клиенту. Быть может, «ужасный» клиент захочет что-то ответить. Диалог продолжает-

ся, пока имеется интерес, либо пока не прояснится ресурс для взаимодействия. К примеру, X может сообщить: «Я тебя опасаюсь, и одновременно ты мне занимателен. Я желаю с тобой трудиться». Либо: «Я желаю тебя раздавить, по причине того, что ты не добрый и враждебный. Я также не могу обращаться со своей внутренней агрессией. Я попытаюсь наобучаться высказывать собственную агрессию и взаимодействовать с агрессивными людьми».

В случае если несколько маленькая — до 7-8 человек — целесообразно выполнить это воздействие с каждым участником в общем круге. В многочисленной группе возможно разбиться на пары либо тройки и проделать те же действия. Основная задача ведущего либо того, кто играет роль психолога в паре (тройке) — не навязывать собственную точку зрения, а просто поддерживать диалог между «пугающим» испуганным терапевтом и клиентом.

Ведущий обращает внимание, пробует ли участник переделать клиента, чего именно он опасается, готов ли к диалогу со «ужасным» клиентом. Желание «переделать» клиента по причине того, что он «некрасивый», «ущербный», «не таковой, как все», должно быть обсуждено с участником, что его слепил. Принципиально важно удерживать участника от действий и привести к осознава-нию того, что мы переделываем другого по собственному «образу и подобию», тогда как задача психолога — оказать помощь клиенту найти себя. В случае если участник настаивает, необходимо дать ему возможность «перелепить» ужасного клиента, но позже обсудить данное воздействие в группе. В дискуссии возможно поднимать темы принятия, стыда и др.

В конце предлагается рефлексия: что я осознал о себе на протяжении исполнения этого упражнения.

Процедура 5. SWOT-анализ

Назначение: совершить стратегический и тактический анализ деятельности психолога-консультанта в наше время.

Инструкция. SWOT — это сокращение четырех британских слов:

S — Strengths — сильные стороны;

W — Weaknesses — не сильный стороны;

О — Opportunities — возможности;

Т — Threats — угрозы.

Разбейтесь на две подгруппы. Одна подгруппа будет представлять собой организацию по оказанию консультативных одолжений. Все члены организации — это психологи-консультанты, трудящиеся в команде, к примеру, кадровое агентство, центр по оказанию психо-

логических одолжений и т.п. Вторая подгруппа — собрание нередокнопрактикующих психологов-консультантов.

Любая из подгрупп обязана заполнить табл. 1. Она заполняется в два этапа. Сначала заполняются квадранты, относящиеся к внешнему окружению: вначале — «Возможности», а после этого — «Угрозы». На втором этапе заполняются квадранты, относящиеся к внутренним позициям организации (частнопрактикующего консультанта): «Сильные и» Слабые «стороны ». Принципиально важно строго выполнять указанную последовательность, т.е. первым должен быть анализ «возможности/угрозы». Анализ сильных и не сильный сторон организации психологов-консультантов (деятельности частнопрактикующего психолога) на втором этапе желательно увязывать с соответствующими результатами, каковые были распознаны и зафиксированы на начальной стадии, и при работе с опытными страхами. Зафиксированные в таблице позиции должны быть прочтены вслух каждым участником анализа. Наряду с этим те позиции, с которыми согласны все либо большая часть участников, возможно выделить как уже результат анализа. Позиции, по которым появились разногласия, несоответствия, необходимо подвергнуть дополнительному аналитическому дискуссии.

Таблица I

SWOT-анализ— первичный стратегический анализ на период…

Возможности Сильные стороны
Угрозы не сильный стороны

Возможности____________ Сильные стороны_______________

Угрозы________________ не сильный стороны_______________

Внешнее окружение Организация

(частнопрактикующий психолог)

Процедура 6.Подведение итогов дня

Назначение: рефлексия взятого опыта.

Инструкция. «Давайте любой поделится взятым опытом. Что удалось осознать о себе и собственной профессии на протяжении сегодняшней работы?»

Ритуал прощания.

ТРЕПЕТ и СТРАХ: Всё, что необходимо знать о борьбе и чувстве страха с ним


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: