Западноевропейский структурализм. пражская семиотическая школа. структурный анализ повествования: французская нарратология.

Структурализм в литературоведении и лингвистике базируется на концепции Фердинанда де «Курсе неспециализированной лингвистики» (1916). Но разработка и само название неспециализированных правил структурализма связаны с Романа Якобсона.

В собственных лекциях Соссюр призывал к «научному» изучению языка, противопоставляя его исторической лингвистике XIX века. В отличие от бессчётных языковых фактов, которыми оперировала историческая лингвистика, новая концепция сводила многообразие лингвистических явлений к совокупности взаимоотношений, в которой их смысл и элементы языка определяется лишь во сотрудничестве между собой

Структурная лингвистика исследует совокупность, «структурное целое», код, а не феномены речи. Работы Р.Якобсона развивают идеи, которые связаны с пониманием того, что элементы языка смогут быть изучены лишь через призму их функций.

Перенеся многие положения русской формальной школы (в особенности работы раннего Р.Якобсона, В.Шкловского, Б.Эйхенбаума), структурной лингвистики и Пражского лингвистического кружка, на исследование литературы, структуралисты стремились отыскать законы и универсальные принципы, по которым создается и воспринимается вся литература, научно представить «морфологию» литературы.

Начало французскому структурализму положил культуролог и видный антрополог на данный момент Леви-Стросс, что применял лингвистическую модель Соссюра при изучении таких феноменов культуры как мифология, совокупности родства и методы изготовление пищи. Результаты работы Леви-Стросса подтвердили возможность применения лингвистической теории в самых различных областях знания (семиотика). Леви-Стросс еще раз указал на структуралистское кредо: совокупности знаков, к какой бы культуре они не принадлежали, подчиняются единым правилам. В этом отношении очень показательно обращение Леви-Стросса во втором томе «Структурной антропологии» (1973) к исследовательскому способу В.Проппа. Последний в собственной ставшей хорошей работе «Морфология сказки» (1928) сводит целый корпус текстов сказки к «первичным элементам», именуемым функциями, число которых равняется, в соответствии с Проппу, семи.

Очень важно то, что структурализм начинается на базе лингвистической теории и семиотики. Применительно к литературоведению структурализм разглядывает литературный текст как совокупность второго порядка, которая применяет язык, т.е. совокупность первого порядка. Следовательно, литературный текст возможно представить как модель, дешёвую лингвистическому изучению.

Целью структуралистов делается развернутое объяснение того, как компетентный читатель, выявляя коды и литературные условности, осмысляет текст. Так, структуралистский разбор — это научное, сознательное размышление над тем, что мы в большинстве случаев делаем бессознательно.

ЦЕЛЬ хорошего литературного структурализма – выразить недвусмысленно, в соответствии с правилам лингвистической теории символа, негласную грамматику (другими словами совокупность правил и кодов), которая руководит значениями и формами текста. По словам, Джонатана Каллера, «выстроить поэтику, на которой стоит литература, как язык стоит на лингвистике» — вот главная цель структурализма.

Одним из серьёзных терминов делается КОД – совокупность правил, снабжающих коммуникацию в определенной знаковой совокупности. Из этого и принцип структурного объяснения. К примеру, «неповторимые» литературные образы (до тех пор пока бессознательный литературный язык), пройдя аналитическую процедуру структурализма, будеут переведены в научный код структуралистского объяснения. Структуралистский способ — моделирующий и синхронический.

Основные принципы

1) Восприятие мира человеком структурируется языком

Сознание человека изначально структурировано «Мир постоянно является уже написанным» (Р.Барт)

Основной принцип, лежащий в базе структурализма и семиотического анализа пребывает в том, что не существует «действительности», которая не была бы осмыслена без языка. Непременно, и абстрактные понятия, и конкретные предметы существуют как эмоциональные и физические феномены. Но собственный значение они покупают, первым делом, благодаря собственному языковому выражению. Данное утверждение всецело переставляет выговоры в классическом понимании языка, в соответствии с которому язык – это прозрачное средство отражения «действительности».

Наоборот, с позиций структурализма, язык полностью непрозрачен. Мы можем наивно считать, что это мы контролируем язык, но в конечном итоге, язык осуществляет контроль нас.

Одним из центральных понятий делается СТРУКТУРА. Серьёзна как функциональная природа структуры, так и ее бессознательный темперамент.

БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА – это формообразующий механизм, порождающий все продукты социально-символической деятельности человека (речевые факты, отношения родства, ритуалы, формы экономической судьбе, феномены мастерства и пр.), это категориальная сетка, упорядочивающая любое фактическое содержание. Так, языковые структуры отождествляются со структурами мышления, правилами организации мира в сознании человека.

ДВОИЧНЫЕ ОППОЗИЦИИ – понятие фундаментальное для структурализма в целом. Под ними понимается бессознательное структурирование феноменов де йствительности на пары противопоставления. В первый раз показавшись в работах Трубецкого как фонологические оппозиции, принцип был распространен практически на все сферы гуманитарного знания. Так, к примеру Леви- Стросс выявляет бессознательно усвоенные примитивными обществами оппозиции жизнь:: смерть; труд в поле :: война; сырое :: приготовленное и пр.

А в собственных «Мифологиях» Р.Барт, выводит формулу успеха рекламы пеномоющих средств, в которой неизменно противопоставляется глубина :: поверхность — кремы и порошки неизменно попадают в самую глубь. В соответствии с логике Барта, потенциальный потребитель бессознательно «выберет» глубину.

броские примеромы применения двоичных оппозиций возможно найти в работах Р.Якобсона и Ю.Лотмана.

В противном случае говоря, на «простой» вопрос начинающего исследователя литературы: «Неужто создатель выстраивал все эти формальные сложности?», структуралист несомненно ответил бы: «Да, но бессознательно, за него «говорит» язык». Значит, ученый (=структуралист) отличается от начинающего простака-критика тем, что способен вскрыть бессознательный код, лежащий в основании любого текста культуры.

2) Познание любого культурного феномена вероятно лишь при помещении его в совокупность знаков.

Совокупность знаков функционирует как язык

Литература, как и другие виды коммуникации – это знаковые совокупности. Значения и смыслы появляются как следствие реляций, взаимоотношений между символами данной совокупности.

Тот факт, что способ изучения есть структурным, свидетельствует, что в исследуемом объекте суть зависит от размещения частей. Принципиально важно учесть установку структуралистов на инвариант – модель – пример — «репрезентацию».

«… Главная задача пребывает в обнаружении внутренних … законов совокупности» (Р.Якобсон).

«…Необходимо распрощаться с мыслью о том, что наука о литературе сможет указать, какой как раз суть направляться искать в произведении: она не начнёт наделять, ни кроме того обнаруживать в нем никакого смысла. Она начнёт описывать логику порождения любых смыслов таким методом, что приемлем для символической логики человека, подобно тому, как фразы французского языка приемлемы для лингвистического чутья французов» (Р.Барт)

«В отношении данного культурного содержания, будь то Всевышний, стол либо таз, анализ есть структурным, в то время, когда он выявляет это содержание как пример» (М.Серр)

3) Концепция текста

То, что традиционно именуется произведением, в большинстве случаев, соотносится и с изображаемой действительностью (мимесис), и с выражением скрытых и явных авторских интенций (психология, творческая концепция). В понимании структуралистов, термин «произведение» показывает на фальшивые связи и замещается на ТЕКСТ, т.е. метод письма, основанный на связях элементов структуры в соответствии с кодам и литературным условностям. Эти элементы создают только иллюзию действительности, не претендуя на правдивость изображения. Они не имеют отношения к истине и лишены связей с миром вне той литературной совокупности, которой принадлежат.

Из этого проистекает и принцип функциональности и имманентности. Понятийный аппарат не искажает объекта изучения, а как бы сходится с собственными категориями произведения, его внутренним строением. Анализ текста производится не учитывая его его рецепции и генезиса в классическом смысле термина. «Цель имманентного, внутреннего изучения содержится в установлении в объекте системных отношений и связей и построении его структуры, благодаря чему оно предстает как целостное, системное образование» ( Д.Силичев. с.424) Обнаружение научными способами целостности и системности структуры предполагает и ее относительную однозначность.

Так как структуралисты разглядывают текст как «замкнутую совокупность», в которой главным делается не отражение внешнего мира, а обоюдные реляции внутренних структур, исследователи обращаются к «двоичным оппозициям» (принцип разделяемый семиотиками и всеми лингвистами), либо парам-противоположностям – В/вне, присутствие/отсутствие, храбрец/антигерой, мужское/женское, верх/низ, простоянный/непостоянный, жизнь/смерть и пр.

4) Концепция «смерти автора»

Создатель произведения, автор либо поэт, в его лично-личном качестве (биография, психология, убеждения, творческие установки и пр.) структурализмом упраздняется. Структурализм исследует язык, текст, код, структуру – то, что сопряжено с моделированием, поиском инвариантных структур, «тотальной объективностью».

Более того, текст видится как некоторый внеличный конструкт, продукт работы лингвистической совокупности. Вместо авторской воли, творческого плана и других гуманистических интенций в пространстве текста «трудится» языковое бессознательное. За автора говорит язык, но не авторский язык, а язык кодов. С данной точки зрения, «как университет создатель мертв» (Р.Барт, после этого М.Фуко), так как его сознательное «Я» оказывается вторичным, производным от безличной «неизменно готовой» лингвистической совокупности.

Тут принципиально важно иметь в виду главной предмет научных заинтересованностей структуралистов: общие законы функционирования структур знаков.

Торт \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: