Запрет имама абу ханифы заниматься каламом и предаваться спорам о религии.

Четыре имама мазхабов о философии (калам).

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

Содержание:

Что такое калам?

Запрет Абу Ханифы заниматься каламом и предаваться спорам о религии.

Запрет имама Малика заниматься каламом и предаваться спорам о религии.

Запрет имама аш-Шафии заниматься каламом и предаваться спорам о религии.

Запрет имама Ахмада заниматься каламом и предаваться спорам о религии.

Что такое калам?

Калам — религиозное направление, дающее догматам ислама рационалистическое толкование. В русскоязычной литературе его время от времени именуют спекулятивной (умопостижимой) философией, время от времени — мусульманской схоластикой и т.д. Последователи калама (мутакаллимы) — джахмиты, мутазилиты, поздние ашариты и др. — в ходе познания обращались к разуму как к высшей инстанции, отдавая ему предпочтение перед текстами сунны и Корана. Согласно их точке зрения, как раз разум подтверждает правдивость шариата, что возможно постичь лишь при помощи разума. Они полагали, что лишь логические доводы смогут быть категоричными, в то время как священные тексты являются основанием только для догадок. К этому сводится основное различие между приверженцами сунны и ними и единой общины.

Разъясняя 16 пункт из книги масаилюль джахилия шейх Салих Али Шейх говорит:

Вторая несколько покинула то, что в Книге и в Сунне, покинула то, что разъяснили ученые из саляфов и взялась за книги по /каляму/. /Калям/ — это что-то более узкое, чем философия. Любой последователь /каляма/ есть философом, но не каждый философ есть последователем /каляма/. Они схватились за древнегреческую логику, схватились за то, что они именуют непреложными правилами разума и все это они внесли в эту умму. Они написали книги по вероубеждению на базе собственных правил и поставили их выше, чем сунну и Книгу. Среди них имеется такие, кто посчитал, что Сунны и тексты Корана вводят людей в замешательство, а не наставляют на прямой путь. Один из таких, в то время, когда давал шарх на книгу «Джами’» имама Тирмизи, написал относительно вопроса /истиуа/, другими словами возвышения: «По поводу /истиуа/ в арабском языке имеется 15 точек зрения». После этого он привел все эти значения. Не смотря на то, что это все неправда, поскольку, в арабском языке /истиуа ’аля/ имеет лишь одно значение, а это — возвышенность. А после этого он говорит: «И Аллах знает лучше, какое значение имеется ввиду в аятах». Они говорят, что в случае если человек будет строить убеждение на базе Сунны и Корана, то он попадает в антропоморфизм /таджсим/. Исходя из этого они заменили Коран и Сунну, и книги предшественников, книгами по собственному вероубеждению.

Запрет имама Абу Ханифы заниматься каламом и предаваться спорам о религии.

1. Абу Ханифа сообщил: «В Басре большое количество людей, следующих за собственными страстями. Я ездил в том направлении более двадцати раз и оставался в том месте время от времени на год, а время от времени на больший либо меньший срок, полагая, что калам есть самой основной наукой». Источник: «Манакиб Аби Ханифа» аль-Курди, стр. 137.

2. Абу Ханифа сообщил: «Я так много занимался каламом, что достиг в нём громадных высот, и на меня кроме того стали показывать пальцем. в один раз, в то время, когда мы сидели рядом от кружка Хаммада бин Абу Сулеймана, ко мне подошла какая-то дама и сообщила: «Один человек, у которого имеется жена-рабыня, желает развестись с ней в соответствии с Сунной. какое количество раз он обязан дать ей развод?» Я не знал, что сообщить, и приказал ей задать вопрос Хаммада, а после этого возвратиться и сказать мне о его ответе. Она задала тот же вопрос Хаммаду, и он ответил: «Он обязан дать ей развод один раз в то время, в то время, когда у нее нет месячных, и он (по окончании последней менструации) не вступал с ней в интимные отношения. После этого ему направляться покинуть её (не вступая с ней в интимные отношения), до тех пор пока у нее не завершатся еще два менструальных цикла. В то время, когда же она совершит полное омовение (по окончании окончания последней менструации), ей станет разрешено (халяль) выйти замуж за другого». Затем дама возвратилась и передала мне слова Хаммада. Я же сообщил: «Нет мне потребности в каламе», – по окончании чего забрал собственные сандалии и подсел к Хаммаду». Источник: «Тарих Багдад», 13/333.

3. Абу Ханифа сообщил: «Да проклянет Аллах Амра бин Убайда, потому что он открыл для людей путь, ведущий к каламу, что им не принесёт ничего хорошего». Источник: «Замм аль-Калам» аль-Харави, стр. 28-31.

Один человек задал вопрос Абу Ханифу: «Какое у тебя вывод о том, что люди стали вводить в обращение такие понятия, как “акциденция” (аль-а’рад) и “объектность” (аль-аджсам)?» Абу Ханифа ответил: «Это – слова философов. Придерживайся преданий (асар), следуй методом праведных предшественников (салаф) и остерегайся религиозных новшеств, по причине того, что всякое религиозное новшество – это ересь (бид’а)» Источник: «Замм аль-Калам» аль-Харави (194/ба).

4. Хаммад, сын Абу Ханифы, говорил: «в один раз ко мне зашел папа, да будет милостив к нему Аллах, а у меня сейчас пребывала группа из последователей калама. Мы вели столь жаркие споры по какому-то вопросу, что кроме того повышали собственные голоса. В то время, когда я услышал в доме шорох, издаваемый отцом, то вышел к нему. Он задал вопрос меня: «Что у тебя за люди, о, Хаммад?» Я ответил: «Такой-то, такой-то и такой-то», перечислив их по именам. Он сообщил: «А о чём вы спорите?» Я ответил: «По такому-то вопросу». Тогда он сообщил мне: «О, Хаммад, прекрати заниматься каламом!» Хаммад сообщил: «И я ни при каких обстоятельствах не подмечал, дабы мой папа противоречил сам себе и был из тех, кто велит что-либо, а после этого запрещает это». Исходя из этого я задал вопрос его: «О, батюшка! А разве ты не приказал мне изучать калам?» Он ответил: «Да, сынок, но сейчас я запрещаю тебе это». Я задал вопрос: «Из-за чего?» На что он ответил: «О, сынок! Воистину, этих людей, разногласящих по вопросам калама, ты раньше видел среди тех, у кого были единая религия и единые взгляды. Так длилось , пока шайтан не забрал у них это, посеяв среди них противоречия и вражду, по окончании чего они стали разногласить между собой …». Источник: «Манакиб Аби Ханифа» имама Ахмада аль-Макки, стр. 183-184.

5. Абу Ханифа сообщил Абу Йусуфу: «Остерегайся сказать с людьми об базах религии, опираясь на калам, потому что они подражают тебе и смогут начать заниматься этим». Источник: «Манакиб Аби Ханифа» имама Ахмада аль-Макки, стр. 373.

Имам абу Ханифа (неточность в имане) \ Назратуллах абу Марьям


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: