Житейская и научная психология, основные отличия.

Психология.

Лекция 1.

Психология, как наука.

Замысел.

1. Введение в психологию.

2. Научная и житейская психология.

3. Задачи, предмет и методы психологии.

4. Главные направления психологии.

Введение в психологию.

Психология изучает психику, которая есть самой высокоорганизованной материей. Психология включает две половины: субъект и объект познания.

Психология — это наука, изучающая психологическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и сотрудничество между личностями, на базе детального поведенческого анализа. Кроме этого психология изучает — последствия действия внешних факторов на взаимосвязь и психическую систему человека между эмоциональной активностью и событиями.

Психология – это констатирующая, созидающая человеко-наука.

I этап (донаучный этап — VII-VI вв. до н.э.) – этот этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали бессчётные предания, мифы, сказки и начальные верования в религию, каковые обязательно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;

II этап (научный период — VII-VI вв. до н.э) — этот этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Эта необходимость появляется при развитии естественных наук. Потому, что этот этап рассматривался и изучался на уровне философии, то стал называться – философский период. Сознанием на данном этапе назвали свойство ощущать, думать и хотеть. Основным способом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание взятых человеком фактов;

III этап (экспериментальный этап — XX в.) – этот этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Основной задачей психологии на данном этапе делается наблюдение и становление экспериментов за всем, что возможно конкретно изучать. Это могли быть поступки либо реакции человека, его поведение и т.д. Так, на данном этапе возможно разглядывать историю психологии как становление независимой науки, и становления и развитие экспериментальной психологии;

IV этап – этот этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

1874(9) – приблизительное появление психологии, как науки. История психологии как экспериментальной науки начинается во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века в основанной германским психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психотерапевтической лаборатории. Скоро, в 1885 году В.М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в Российской Федерации. В лаборатории Вундта изучались психотерапевтические и физиологические неприятности зрения, слуха, тактильные ощущения, психофизика цвета, периферическое зрение, цветовой контраст, оптические иллюзии, восприятие количества, образы последействия, чувство времени, восприятия разных оттенков времени. Особенное внимание уделялось опытам, направленным на изучения времени реакции. Вундт стремился убедить, что в реакции на раздражитель проявляются три этапа: восприятие, апперцепция, проявления воли. Он стремился установить стандартные значения времени для людской мысли, разбирая, какое время требуется для разных психологических процессов (познания, умение различать, желание). В Лейпцигской лаборатории проводились изучения внимания, устойчивости и продолжительности внимания. Стремясь развить собственную теорию трехмерности эмоций, Вундт применял также достаточно конструктивный экспериментальный прием — попарное сравнение: испытуемым давали задание сравнить раздражители с позиций тех эмоций, каковые эти раздражители у них вызывают. В отдельных опытах исследовалось, как физические показатели (частота пульса, скорость дыхания) связаны с соответствующими эмоциональными состояниями. В лаборатории кроме этого изучили вербальные ассоциации: участников просили дать ответ одним словом на слово-раздражитель. Вундт совершил классификацию типов связи (ассоциаций), каковые были установлены в ходе изучения реакций на раздражители.

Житейская и научная психология, главные отличия.

1.Житейская психология предполагает конкретные знания. Научная психология пытается к обобщениям, для чего применяет научные понятия. Это разрешает заметить неспециализированные тенденции в закономерностях развития личности, в её личных изюминках.

2.Житейские знания интуитивен , научные – рациональный и в полной мере осознанный. Особенности способов передачи знаний, сама возможность их передачи.

4.Способы получения знаний. Житейская – размышление и наблюдение. В научной психологии к размышлению и наблюдению добавляется опыт.

5. Научная психология располагает широким, разнообразным, подчас – неповторимым материалом. Возможность применения этого материала в работе.

У каждого из нас имеется запас житейских психотерапевтических знаний. Имеется кроме того выдающиеся житейские психологи. Это, само собой разумеется, великие писатели, и кое-какие (не смотря на то, что и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, доктора, священники и др. Но и простой человек располагает определенными психотерапевтическими знаниями. Об этом возможно делать выводы по тому, что любой человек в какой-то мере может осознать другого, оказать влияние на его поведение, угадать его поступки, учесть его личные изюминки, оказать помощь ему.

Первое: житейские психотерапевтические знания, конкретны; они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, лиц и ситуаций, на каковые они распространяются. Научная же психология пытается к обобщениям. Для этого она применяет научные понятия. Отработка понятий — одна из наиболее значимых функций науки. В научных понятиях отражаются самые существенные особенности явлений и предметов, соотношения и общие связи. Научные понятия четко определяются, соотносятся между собой, связываются в законы. Научная психология ищет и находит такие обобщающие понятия, каковые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей разрешают заметить закономерности развития и общие тенденции личности и ее личные изюминки. Необходимо отметить одну особенность научных психотерапевтических понятий: они довольно часто совпадают с житейскими по собственной внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Но внутреннее содержание, значения этих слов, в большинстве случаев, разны. Житейские термины в большинстве случаев более расплывчаты и многозначны.

Второе отличие житейских психотерапевтических знаний пребывает в том, что они интуитивен . Это связано с особенным методом их получения: они приобретаются методом практических проб и прилаживаний. В отличие от этого научные психотерапевтические знания рациональны и в полной мере осознанны. Простой путь пребывает в выдвижении словесно формулируемых догадок и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие пребывает в методах передачи знаний а также в самой возможности их передачи. В сфере житейской психологии такая возможность очень ограничена. Это конкретно вытекает из двух прошлых изюминок житейского психотерапевтического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? В большинстве случаев, с трудом и в весьма незначительной степени. Вечная неприятность отцов и детей состоит именно в том, что дети не смогут а также не желают перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому набивать шишки для приобретения этого опыта. Одновременно с этим в науке знания аккумулируются и передаются с громадным, в случае если возможно так выразиться, КПД. передача и Накопление научных знаний вероятна за счет того, что эти знания кристаллизуются в законах и понятиях. Они фиксируются в научной литературе и передаются посредством вербальных средств, т. е. языка и речи.

Четвертое различие пребывает в способах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться размышлениями и наблюдениями. В научной психологии к этим способам добавляется опыт. Сущность экспериментального способа пребывает в том, что исследователь не ожидает стечения событий, из-за которого появляется интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. После этого он целенаправленно варьирует эти условия, дабы распознать закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального способа психология оформилась в независимую науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии пребывает в том, что она располагает широким, разнообразным и подчас неповторимым фактическим материалом, недоступным во всем собственном количестве ни одному носителю житейской психологии. Материал данный накапливается и осмысливается, а также в особых отраслях психотерапевтической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, инженерная психология и психология труда, социальная психология, зоопсихология и др. В этих регионах, имея дело с уровнями и различными стадиями человека и психического развития животных, с болезнями и дефектами психики, с необыкновенными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок либо, напротив, монотонии и информационного голода и т. п., — психолог не только расширяет круг собственных исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Так как рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки либо функциональной перегрузки с различных сторон высвечивает его организацию и структуру. (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в неспециализированную психологию.)

Психика — это особенное свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную действительность, нужное человеку (и животным) для активного взаимодействия и ориентировки с окружающей средой, а на уровне человека нужна для управления своим поведением.

02 Житейская психология


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: