Жизнь средневековой деревни

Преподаватель: В средневековом обществе те, кто трудились, — а больше половины составляли крестьяне – считались третьим сословием, нужным в обществе, — и однако третьим, самым низшим. Отношение вторых участников общества к крестьянам было двойственным. С одной стороны, крестьянин – общий кормилец, и его деятельность, непременно, угодна Господу. Иначе, крестьян ненавидели за невежество и грубость. Приниженное положение крестьян в обществе было тесно связано с их несвободой и тем, что они не имели в собственности основного сокровища Средневековья – почвы. Почва, дававшая крестьянам пропитание, принадлежала сеньорам. В Европе тогда говорили: «Нет почвы без сеньора».

Почва, принадлежавшая феодалу, крестьяне, обрабатывавшие её, работы и те платежи, каковые они делали в пользу сеньоров, — всё это историки именуют сеньорией (время от времени – словом «вотчина», которое подчёркивает её передачу по наследству от отца к сыну).

Почва сеньории в большинстве случаев (но не всегда) делилась на две части. Одну феодал оставлял для себя: леса, где он охотился, луга, где паслись его кони, господское хозяйство, где трудились или несвободные слуги сеньора, или зависимые крестьяне. Целый урожай с господского поля, очевидно, шёл в закрома сеньора. Вторая часть почвы делилась на наделы, каковые передавались крестьянам. За пользование почвой феодала крестьяне несли повинности в его пользу. Слуги сеньоров заносили крестьянские повинности в особые описи. Это закрепляло подчинённое положение крестьян. Но в то время, когда повинности были записаны, сеньор уже не имел возможности произвольно увеличивать их. Повинности – обязанности крестьян перед сеньором.

Ученый-архивариус: Повинностями крестьян могли быть: работа на господском поле (барщина), уплата оброка продуктами либо деньгами. Многие крестьяне обязаны были давить вино лишь на прессах сеньора и молоть муку лишь на его мельнице (конечно, не безвозмездно), принимать участие за собственный счёт в перевозках грузов, в починке дорог и мостов. Крестьяне должны были подчиняться судебным решениям суда сеньора.

Свободных крестьян к XII веку в Западной Европе практически не осталось. Но все они были несвободны по-различному. Один трудился на барщине пара дней в году, а второй – пара дней в неделю. Один ограничивался маленькими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а второй отдавал около половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично зависимых крестьян. Они несли повинности не только за почву, но и за себя лично. Кое-какие крестьяне обязаны были платить сеньору за право вступить в брак либо унаследовать имущество погибшего отца. Эти платежи они принимали особенно болезненно. Но Западная Европа в отличие от Восточной Европы XVI-XIX столетий (а также Российская Федерация) не знала крепостного права.

Крестьянские повинности время от времени бывали очень обременительны, но они не изменялись с каждым годом а также много поколений. Расширить их феодалу хватало тяжело. Само собой разумеется, сеньоры довольно часто пробовали это сделать, нарушая давешний обычай, но такому произволу крестьяне настойчиво сопротивлялись. В этом случае они имели возможность жаловаться на сеньора королю и часто получали справедливости.

Ученый-археолог: Будни средневековой деревни. Жизнь крестьянина текла неспешно и однообразно. Изо дня в сутки, с каждым годом повторялись одинаковые занятия. Дети жили так же, как их деды и отцы, и этим в полной мере ограничивались: основное, что не хуже.

Ритм судьбы крестьян был задан самой природой. В страду, в то время, когда решалась будущее урожая, трудились от зари до зари. Весной вскапывали почву, сеяли яровые, заботились за виноградниками. Летом заготавливали сено, жали серпами созревший урожай, особенными цепами мололи колосья и ссыпали зерно в закрома. В осеннюю пору собирали виноград, делали вино, сеяли озимые. После этого наступало маленькое время отдыха, в то время, когда устраивали деревенские праздничные дни, игрались свадьбы. И вот уже пора готовить нехитрый инвентарь к новой полевой страде. Никакой второй жизни крестьяне не знали, поскольку весьма редко они уходили из собственной деревни дальше, чем до ближайшего города либо монастыря. В этом узком мире все знали друг друга, привыкли надеяться лишь на себя и друг на друга и не обожали чужаков.

Ещё в раннее Средневековье в сельском хозяйстве распространилось трёхполье. Вся пахотная почва делилась на три равные части. Одно поле засеивали яровыми, второе – озимыми, а третье не засеивали, давая ему отдохнуть и вернуть плодородие. В будущем году первое поле оставляли под пар, второе засевали яровыми, третье – озимыми. На третий год цикл заканчивался. При таковой совокупности почва меньше истощалась. Плодородие земли увеличивали кроме этого за счёт чередования различных использования и культур удобрений. Но, урожайность, не смотря на то, что и выросла, но оставалась низкой. В XI-XIII столетиях она составляла сам-два либо сам-три, в лучшем случае – сам-четыре. Это значит, что с каждого мешка посеянного зерна планировал урожай от 2 до 4 мешков. А ведь крестьянин должен был, собрав урожай, отложить семена для следующего посева, дать оброк и десятину церкви сеньору, а на другое прожить совместно со своей семьёй до следующего урожая! Кроме того в успешные годы многие крестьяне недоедали и чуть ли не каждые 5-6 лет случались неурожаи и недороды. В такие годы от голода и вызванных им заболеваний умирали целыми семьями. Хрупкое благополучие крестьянского двора легко имели возможность уничтожить и набег неприятеля, и феодальная усобица, и произвол собственного сеньора. Но крестьянское хозяйство скоро восстанавливалось. По окончании самых эпидемий и тяжёлых войн выжившие опять распахивали почву и собирали урожай. Жизнь текла своим чередом.

Натуральное хозяйство. В замкнутом крестьянском мире практически всё нужное для жизни производилось в каждой деревне. Продовольствием крестьяне снабжали не только себя, но и собственного сеньора с его людьми, и близлежащий город. Одежда им нужна была самая несложная, какую они продолжительными зимними вечерами имели возможность сделать сами. В деревне в большинстве случаев имелся личный кузнец, а несложный горшок из глины умел сделать себе практически любой, так что брать было особенно нечего, да и платить за приобретения нечем – так как, дабы иметь деньги, необходимо было реализовать что-то собственное, а практически всем крестьян и реализовывать-то нечего – лишь бы самим прожить. Да и кому реализовать, в случае если в соседних сёлах создают то же самое, а относительно маленькие города до тех пор пока смогут потребить очень мало?

Такое состояние экономики, в то время, когда практически всё нужное не покупается, а производится на месте, именуется натуральным хозяйством. В первые столетия Средневековья натуральное хозяйство господствовало в Европе, но не всецело. Во-первых, кое-что однако приходилось брать либо выменивать. К примеру, соль нужна всем, а добывается далеко не везде. Во-вторых, запросы сеньоров были значительно выше, чем крестьян. Действительно, сеньоры деятельно потребляли «домашнюю» продукцию собственных крестьян, а в их усадьбах и замках довольно часто трудились личные ремесленные мастерские. Но феодалы испытывали потребность в более дорогих и респектабельных товарах: в драгоценностях и тонких тканях, в хорошем оружии и в породистых скакунах. Всё это привозилось издали, так что торговля сохранялась, а в чём-то и развивалась.

Община. Дабы устоять в тяжёлой борьбе с природой и удачно сопротивляться попыткам давления со стороны сеньора, у крестьян не было другой опоры, не считая них самих. Крестьяне одной либо нескольких сёл объединялись в общину. Община игралась огромную роль в жизни крестьянина, организуя всю жизнь деревни. На общинных собраниях решались многие ответственные вопросы судьбы односельчан. Крестьяне совместно определяли, яровыми либо озимыми засеивать то либо иное поле и чем как раз – рожью, ячменем либо чем-то вторым. Община устанавливала правила пользования деревенскими угодьями – сенокосом, пастбищем, лесом, рыбными ловлями. Всё это не делилось между отдельными семьями, а оставалось в общем пользовании. Община разрешала споры между крестьянами, организовывала помощь самый нуждавшимся участникам – погорельцам, вдовам, сиротам. В столкновении с чужаками крестьянин опять-таки имел возможность рассчитывать на её помощь. Упрочнениями общины строилась приходская церковь, находился местный священник, поддерживался порядок в округе. Члены общины совместно не только трудились, но и отдыхали. На свадьбах и праздниках радовались все общинники. Одним словом, крестьянин не воображал себе жизни вне общины.

Крестьянская культура. Умея трудиться, крестьяне умели и наслаждаться отдыхом. На праздниках крестьяне пели и танцевали, состязались в силе, ловкости либо меткости, с наслаждением наблюдали нехитрые представления заезжих артистов. Кроме того те крестьянские праздничные дни, каковые были освящены христианством, довольно часто восходили к языческим празднествам. Да и сами крестьяне, как и встарь, верили в колдовство, домовых и оборотней.

Средневековая деревня была практически сплошь неграмотной. Но устное народное творчество – фольклор – отличалось выразительностью и богатством. Древние песни, сказки и пословицы вобрали в себя всю народную мудрость. Часто в них звучали грезы крестьян о сказочной стране Кокань, где не требуется трудиться: знай себе лежи-отдыхай, а в рот тебе сами прыгают вкуснейшие кушанья. Распространённым персонажем крестьянских сказок был удачливый дурак, и бедный, но хороший и смышлёный крестьянский сын, которому получалось посрамить жадного и злого богача и отыскать собственное счастье. Во многих фольклорных произведениях звучат жалобы крестьян на их стремление и тяжёлую участь к справедливости, воплотить которую в судьбу время от времени удаётся добропорядочным разбойникам, мстящим за обиженных и обездоленных. Самый известный из них – бесстрашный хозяин Шервудского леса Робин Гуд, надёжный защитник и меткий стрелок простых людей от произвола феодалов. Ему посвящено множество британских баллад.

Преподаватель: Основным сокровищем в средние века была почва. Так как почва принадлежала феодалам, крестьяне пребывали в зависимом положении от них. Но как раз благодаря труду крестьян существовало средневековое общество.

Средневековая деревня. повинности и Труд крестьян. (рус.) История средних столетий.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: