Значение и особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте

Межличностные конфликты, непременно, играются громадную роль всю жизнь человека, и, конечно же, они занимают серьёзное место в жизни класса, на каком бы этапе школы он ни был. Но громаднейшее значение такие конфликты покупают как раз в подростковом возрасте. Это подтверждают не только практика, но и исследования социологов и психологов.

Серьёзное место в жизни подростков занимают интимно-личностное общение, осознание себя, освоение иных норм поведения,» взаимоотношений. В ходе общения подростков происходят ориентация в нормах взаимоотношений, их освоение, оформление взоров на отношения между людьми, на судьбу. Наряду с этим дети стремятся стать равными взрослым в правах и требуют новых прав для себя и ограничения прав взрослых над собой.

«Разрыв между настоящим уровнем взрослости и желаемым подростком неспешно значительно уменьшается, но все же сохраняется на протяжении всего подросткового возраста и выступает как специфический стимул социальной активности ребёнка, направленной на усвоение образцов взрослости. Происхождение у ребёнка представления о себе как уже перешагнувшем границы детства определяет его переориентировку с одних норм на другие — с детских на взрослые»1. Как раз с этим связана экспериментаторская нормотворческая деятельность подростков, включающая в себя: перенос правил из обстановки, где эти правила в большинстве случаев приизменяются, в ситуации и отношения, каковые такими правилами в большинстве случаев не регулировались; изменение норм и правил; придание правилам гротескной либо юмористической формы; придумывание собственных попытки и собственных правил регулировать ими устоявшиеся отношения.

Нормотворческая деятельность ребёнка призвана в конечном итоге перевоплотить нормативность социального мира в ресурс, снабжающий ребёнку обычное существование в нашем мире и свойство регулировать отношения. Иными словами, за счет экспериментирования в новых и в привычных ветхих ситуациях с нормами взаимоотношений, поведения ребёнок осваивает разиндивидуальные методы построения взаимоотношений, методы разрешения тех либо иных конфликтных обстановок. Причем виды этих способов, их диапазон напрямую зависят от того нормативного пространства, в котором проходило экспериментирование. Исходя из этого в случае если школьная совокупность не содействует разворачиванию экспериментальной активности подростков, то последняя получает иные формы деятельности (чаще — защитного характера, как, к примеру, конформность либо демонстративный негативизм) или реализуется в рамках внешкольного времяпровождения подростков.

Отличительной изюминкой подростковых распрей является их эмоциональность. К сожалению, приходится констатировать, что взрослые видят за подобными чувствами в лучшем случае издержки переходного возраста, в противном случае и недочёты воспитания. Распространенный рецепт взрослых: «Подрастешь — осознаешь; подрастешь — пройдет». Подобное отношение к подростковым, переживаниям и конфликтам связано, в первую очередь, с неумением разрешать конфликты. Из этого рвение (пускай не всегда осознанное, но ребёнку-то от этого не легче) принизить значение конфликта, проигнорировать его. У подростков аналогичных конфликтофобических установок еще нет либо они не столь сильны, поэтому педагоги имеют все шансы развить конфликтную компетентность собственных учеников.

Создание условий для становления конфликтной компетентности в подростковом возрасте — одна из наиболее значимых задач школы. В первую очередь потому, что именно этот возраст есть наиболее сензитивным к восприятию морально-этических сокровищ (личностно-значимыми, переживаемыми становятся эмоции справедливости, доверия, уважения и т.п.) и формированию собственной нормативности (оформляются как индивидуальные, так и групповые сверстнические нормы поведения), т.е. к формированию ценностных ориентации, определяющих поступки и социальные решения. Одновременно с этим пространством, занимающим главное время и место ребёнка, так же, как и прежде остается школа, содержание и структура которой фактически не изменяются если сравнивать с начальной, в то время как потребности и возрастные особенности подростков нуждаются в другой социальной ситуации развития. разрешения конфликтов построения и Тот опыт отношений, что приобретается в подростковом возрасте, определяет ведущие стратегии поведения взрослого человека в конфликтных обстановках, причем не только межличностного характера. Поменять эти стратегии в будущем возможно лишь в намерено организованном обучении, что, в большинстве случаев, происходит в кризисных случаях.

Ответ распрей

Обстоятельства распрей с детьми


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: